На входной двери табличка с надписью семейный центр социальной абилитации «Наши дети», заходишь внутрь и оказываешься в небольшом пространстве, созданном специально для «особых» детей.
Да, пока оно не такое большое, как хотелось бы создателю студии. Но кто знает, возможно, все старания в скором времени оправдаются и центр обретёт новый более просторный дом. А пока дети и здесь достигают маленьких и больших успехов, приходя на занятия к своим педагогам. В материале omsk.aif.ru - подробнее о том, чему учат в центре, и первых результатах работы педагогов с детьми с инвалидностью.
Личная история
Светлана Перевалушко вернулась в Омск в 2015 году, уже спустя год она занялась волонтёрской деятельностью. Сподвигло омичку на это ситуация, в которой она оказалась.
Сын Светланы с рождения страдает прогрессирующей гидроцефалией и детским церебральным параличом: надежды на то, что ребёнок когда-то сможет говорить, нет. Поэтому перед омичкой встала задача научиться понимать своего сына и как-то с ним общаться.
«Мотивация не сдаваться – это, конечно, свой ребёнок. Когда моя семья переехала, и я пришла в один из центров, занимающихся с детьми с инвалидностью, специалист сказал мне, что максимум, что вашему сыну можно – это Дед Мороз на дом. Врачи разводили руками, говоря, что интеллект у сына несохранный, а значит нам только остаётся обеспечить малышу необходимый уход, - рассказывает Светлана. – Никто не хотел нас куда-то брать и работать с ребёнком. Всё пришлось организовывать самой».
Именно с этого момента и началась волонтёрская деятельность омички, вылившаяся в итоге в создание центра «Наши дети», где ребятам с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна помогают осваивать альтернативную коммуникацию и учиться взаимодействовать с окружающим миром через двигательные навыки, тактильное восприятие и зрительные образы.
Особое детство
Семьям, в которых воспитываются дети с особенностями развития, приходится несладко. Однако с каждым годом в городе появляется всё больше проектов, призванных помочь как родителям, так и самим детям почувствовать себя необходимыми этому миру.
В Омской области, по словам директора студии Светланы Перевалушко, в альтернативной коммуникации нуждается каждый пятый ребёнок с диагнозом ДЦП. И педагоги центра делают всё возможное, чтобы ребята несмотря на то, что им недоступна речь, имели возможность общаться со своими родителями и ровесниками.
Около 30 ребят занимаются по специальной программе, учатся жить со своей болезнью и приобретают так необходимые для жизни навыки.
Выиграв президентский грант около пяти лет назад, омичка арендовала помещение и закупила специальное оборудование. В итоге сейчас около 30 ребятишек – самому младшему два годика, а старшему уже 18 лет – могут заниматься по специальной программе, учиться жить со своей болезнью и приобретать так необходимые для жизни навыки.
С утра до позднего вечера в кабинетах центра царит жизнь: кто-то развивает двигательные навыки в кабинете АФК, другой ребёнок в это время учится общаться с помощью специального планшета или айтрекера, в кабинете альтернативной коммуникации дефектолог помогает детям изъясняться с помощью карточек и использовать различные символы для общения.
И можно точно сказать, что занятия по разработанным для каждого ребёнка программам приносят свои плоды. Трое ребят за один год научились читать, некоторые дети пытаются на коммуникаторах набирать какие-то слова. Но каких бы навыков они не достигали, любой ребёнок радуется, когда окружающие люди понимают его.
Топтались на месте
Весной этого года в студии открыли зал двигательной активности: здесь есть специальные качели, гамаки, подушки для позиционирования и другое оборудование. Занятия для 12 ребятишек с тяжёлыми диагнозами проводит профессиональный тренер по АФК Наталья Акеншина.
«Если дети с ДЦП, то мы работаем над тем, чтобы ребёнок мог перемещаться, сидеть. А ребята, у которых нет двигательных ограничений, работают с тем, чтобы лучше себя чувствовать в пространстве. Это координация движений – учатся кидать, бросать, ходить по нужным направлениям», - уточнила Светлана Перевалушко.
По словам директора семейного центра, с некоторыми детьми долго стояли на месте, а подключив физическое развитие, наконец заметили динамику.
«Для меня главные мотиваторы работать – это родители. Мы работает в одной связке: они нас поддерживают, и мы отвечаем тем же, фактически обеспечивая результаты детей, - делится Светлана. - Я считаю, что мы являемся неким проводником в будущее для этих особенных детей, потому что мы выстраиваем программы, нацеленные на развитие именно тех компетенций, которые в дальнейшем пригодятся детям».
Успех детей складывается из маленьких шажков: кто-то, например, теперь держит голову не пять секунд, а целых 30, у другого – ровнее стала походка, третий – с помощью карточек объясняет, как он себя чувствует и чего хочет в данный момент.
Педагог по АФК Наталья Акеншина признаётся, что всегда хотела быть человеком, который хоть немного, но будет помогать особенным детям и принесёт им счастье.
«Какие дети к нам пришли, и какими они в итоге стали – разница впечатляющая. Я очень жалею, что не сняла это на камеру, чтобы наглядно можно было сравнивать, - делится Наталья. – Но каждый раз, когда родители приходят и благодарят за то, что их ребёнок научился поворачиваться, это очень вдохновляет».
Сейчас «мама проекта» Светлана Перевалушко подала заявку на президентский грант и очень верит, что, выиграв его, они переедут в новое помещение, а педагоги получат новые компетенции, тем самым смогут охватить большее число ребят, которые нуждаются в грамотной помощи.