Примерное время чтения: 8 минут
167

Миссия выполнена. Зачем космонавты едут в омскую школу на окраине города

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ в Омске № 15 12/04/2023 Сюжет Спасибо тебе, настоящий наставник!
Только тот, кто сам постоянно учится, узнаёт новое, много читает, может быть настоящим наставником.
Только тот, кто сам постоянно учится, узнаёт новое, много читает, может быть настоящим наставником. / Школа № 55 им.Кичигиных / личный архив

Полсотни лет назад молодой педагог Лидия Кичигина создала в омской школе № 55 Музей космической славы им. К. Э. Циолковского. Сегодня, 12 апреля, этому музею исполнилось уже 50 лет, он хорошо известен и за пределами Омска. Его по приезде в Омск посещают все космонавты.

Сейчас создателю музея Лидии Яковлевне Кичигиной, почётному гражданину Омска, народному учителю СССР, заслуженному учителю России, отличнику народного просвещения уже 82 года, но она до сих пор руководит музеем и, как и полвека назад, по-прежнему влюблена в космос.

Подробности создания музея узнал корреспондент omsk.aif.ru.

Космическая энергия

Появление музея космической славы в школе № 55 было откликом на судьбоносную поездку в Калугу - город космической гавани, где 40 лет, будучи почти глухим (из-за осложнений после перенесённой скарлатины в детстве. - Ред.) проработал учителем выдающийся учёный Константин Циолковский. Там Лидия Яковлевна познакомилась с Алексеем Костиным - внуком изобретателя. Из этой встречи родилась идея создания музея. Её поддержали друзья школы (шефы предприятий, родители, руководители района).

Исследовательская работа - большое подспорье для музея.
Исследовательская работа - большое подспорье для музея. Фото: Регина Григорьева/АиФ

«Настолько правильно, что этот учебный год в школах начался именно с разговора о К.Э. Циолковском, - считает Лидия Кичигина. - Это удивительный человек, выдающийся учёный, мы собранный материал используем для  проведения уроков, а постепенно, посмотрите, сколько появилось направлений. У нас накопились материалы о Сергее Королёве, о Юрие Гагарине, он ведь был в Омске в 1962 году. Сколько в городе улиц названо в честь космонавтов! Это огромный коллективный труд детей и их наставников - учителей. Собранные материалы были переданы в топонимическую комиссию ( в тот момент её председателем был Ю.Я.Глебов), и потом принималось решение о наименовании улиц».

Исследовательская работа для ребят-следопытов - большое подспорье. Когда-то для музея школы информацию собирали по крупицам, но сегодня, рассказывает Лидия Яковлевна, когда на детей обрушивается огромный информационный поток, разжечь пламя познания учителям становится сложнее. Что делать в такой ситуации? Больше познавать самому педагогу, быть любознательным и делиться с другими педагогами, считает заслуженный учитель РСФСР.

«Сложно сейчас детям, непросто учителям. Я, учитель географии, спрашиваю на уроке, с кем играли хоккеисты, за кого вы порадовались? Не знают... Почему им неинтересно, вот вопрос! Тогда захожу с другой стороны. Играли с «Амуром», так, откуда команда? Ага, Хабаровск. Покажите Хабаровск на карте. И вот тут начинается - один покажет неправильно, другой исправит, третий задумается, а четвёртый — матч посмотрит. Поэтому всегда нужно быть в курсе событий.

У меня дома всегда возле телевизора и радио лежит блокнотик и карандаш. Что-то увидела или услышала, сразу начинает мысль работать, как и кому это может пригодиться в школе. Новая информация меня заряжает. Например, очень интересная передача с Гариком Сухачёвым «СССР. Знак качества», столько он интересного и полезного рассказывает, учителю есть, о чём поразмыслить и взять на заметку».

Быть там, где нужен

Своим опытом Лидия Яковлевна делится с учителями, но говорит - сейчас изменилось время. Быть наставником можно только очень деликатно и для того, кто сам попросит совета и кому нужна помошь. Иначе толку не будет. «Этот год объявлен Годом педагога и наставника — это очень хорошо. Вот бы ещё такой знак отличия придумать - «Наставник». И в этом случае речь идёт не только об учителях, но и о ветеранах, общественниках, волонтёрах, и о тех, кто работает с молодёжными объединениями. Наставник - очень широкое и ёмкое понятие».

мапп
Создание музея космической славы было откликом на судьбоносную поездку в Калугу - город космической гавани, где К.Э.Циолковский работал учителем 40 лет. Фото: Регина Григорьева/АиФ

«Однажды в Омск приезжали космонавты, среди них были Анатолий Иванишин и Иван Вагнер, - продолжает Лидия Яковлевна. - Они тогда решали, куда поедут на встречу с детьми и выбрали наш музей. Когда пообщались с ребятами, остались очень довольны и сказали, что побывали как раз там, где были очень нужны. Космонавты увидели, какие результаты даёт единение наставников, детей и родителей». 

Через тернии к звездам

Лидия Яковлевна признаётся, что любовь к своей малой Родине в ней воспитала школа. Первая серьёзная экспедиция состоялась уже в седьмом классе. Из городского Дома пионеров в сопровождении наставников - учителей и вожатых - дети отправились пешком в... Тюкалинск. По дороге заходили в деревни, давали концерты, за что местные угощали их молоком и хлебом.

Добравшись до места назначения, туристы обосновались в тюкалинской школе, спали прямо на полу, на тонких одеялах, во дворе на печке варили картошку. Бытовых трудностей не замечали, потому что впечатления затмевали все неудобства. То, что запомнилось больше всего, записывали в дневник.

«Почему Тюкалинск так называется? - рассказывает Лидия Кичигина. - Потому что этого места боялись все купцы. Всех богатых, кто мимо проезжал, разбойники «тюкали» и грабили. И стали говорить, не проезжайте мимо «Тюкалы». Так у места появилось название, а в нас, детях, зарождался дух познания. Я до сих пор помню имена своих вожатых – это Зоя Ивановна Островская и Юрий Григорьевич Фокин».

Своих первых наставников Лидия Яковлевна вспоминает с большой любовью и уважением. Сегодня она сама воспитывает молодых.

ыкаы Омские ученики из школы № 55 путешествуют по местам космической славы и собирают материалы для музея.
Омские ученики из школы № 55 путешествуют по местам космической славы и собирают материалы для музея. Фото: Регина Григорьева/АиФ

«Понимаете, человек ведь растёт не сам по себе, он растёт в социуме и от того, кто окажется рядом, многое зависит. Мы росли рядом с ветеранами, от них нам передалось острое чувство любви к своему Отечеству. Они с нами делились опытом, а мы вместе решали вопросы, чем мы, молодёжь, можем помочь, и это рождало тесное взаимодействие.

Когда-то в юности меня поразил рассказ о Зое Космодемьянской. Позднее с моими учениками мы ездили по местам боевой славы этой героини Великой Отечественной войны, собирали материалы и на основании этих данных проводили и проводим Дни памяти Зои Космодемьянской».

Сейчас говорят «патриотическое воспитание». А для меня это немного странное словосочетание, какое ещё может быть воспитание, если не патриотическое, тогда это антивоспитание получается, - делится своими мыслями Лидия Яковлевна. - Каждое дело должно нести элементы патриотизма. Сегодня это особенно важно».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах