Примерное время чтения: 7 минут
365

Погоня за работой. На что может рассчитывать омский выпускник?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. "АиФ в Омске" 06/07/2016
Диплом получили. А дальше куда?
Диплом получили. А дальше куда? / Сергей Юрьев / АиФ

Найти работу молодому специалисту без опыта да ещё и в кризис – задача не из лёгких. Предприятия всех направленностей ужимают расходы, сокращают штаты, а из каждого угла то и дело доносится слово «оптимизация»… 

На какие вакансии могут рассчитывать омские выпускники, чем поможет служба занятости и кто находится в более выгодном положении извечного противостояния между «технарями» и гуманитариями – в материале «АиФ в Омске».

Философ с дипломом

За последние три года 3 000  выпускников высших и средних образовательных учреждений обратилось в службу занятости, то есть примерно тысяча молодых специалистов каждый год сталкивается с проблемой поиска работы.

«То, что сейчас идёт оптимизации в сфере здравоохранения, образования, в банковской системе – это особённости сегодняшнего рынка, - объясняет Ольга Артемьева, замначальника отдела профориентации и профессионального обучения безработных граждан государственной службы занятости населения Омской области. – При этом возможностей для молодых людей масса! У нас в службе занятости есть программы, предполагающие и переобучение, и стажировки на предприятиях. Применить свои знания на деле не могу разве что самые пассивные выпускники или те, которые получили профессию, которая в нашем регионе не нужна. Например, геодезисты или специалисты по горнодобывающей промышленности. Портрет выпускника меняется в лучшую сторону, они понимают, что сейчас нужно быть конкурентоспособными».


САМЫЙ БОЛЬШОЙ СПРОС В ОМСКЕ - НА МЕНЕДЖЕРОВ


Чаще всего невостребованными на рынке труда остаются обладатели гуманитарных специальностей, окончившие высшие учебные заведения. Так, например, в этом году в службу занятости обратилась выпускница философского факультета ОмГУ. Специальность для города специфическая, хотя при этом образование классического университета реально применить во многих сферах.

Изучив популярный сайты по поиску работ, мы выяснили, что абсолютное большинство вакансий в Омске, это менеджеры по продажам (средняя заработная плата от 18 до 50 тыс. рублей), операторы колл-центров (от 10 до 20 тыс.рублей) и программисты/ «айтишники» (от 30 до 80 тыс.рублей).

Кстати, недавно Росстат привёл статистику трудоустройства выпускников. По этим данным, на 1-м месте по специальности трудоустраиваются в здравоохранении. На 2-м - информатика и вычислительная техника. А вот самой массовой специальностью по выпуску в России является экономика и управление, за ними идут гуманитарные специальности: юриспруденция, психология, история, международные отношения.

Неопытные 

Со средним профессиональным образованием ситуация проще: обычно выпускники ссузов имеют хорошую практику уже во время учёбы и проблем с трудоустройством не испытывают.

«С каждым годом желающих выбрать техническое направление становится больше. Да, выпускники хотят высокую зарплату, при этом понимают, что для этого нужно приобретать как можно больше навыков. Ведь главная проблема молодого специалиста – нулевой стаж. Поэтому многие стараются не гнаться за длинным рублём, а нарабатывать стаж во время учёбы», – говорит Антон Савин, завотделением инновационных образовательных программ, содействия трудоустройству и профессиональной ориентации, ответственный секретарь приёмной комиссии авиационного колледжа.

Сейчас в вузах и ссузах существуют специальные центры, которые могут помочь выпускнику найти работу. При этом сами сотрудники образовательных учреждения призывают не путать две принципиально разные вещи. 

«С понятием «трудоустройство» я борюсь уже несколько лет. Вузы не трудоустраивают людей, вуз – не работодатель. Да, мы содействуем трудоустройству выпускников, но это понятие комплексное, его нельзя рассматривать без тесного взаимодействия с предприятиями, где студенты проходят практику и могут заинтересовать потенциального работодателя», –  говорит Владимир Морозов, начальник регионального центра содействию и трудоустройству выпускников одного из вузов.

Здесь важно понимать, что возможность трудоустроиться молодым специалистам реальнее на больших предприятиях, где не боятся брать людей без опыта работы. А вот для коммерческой отрасли наступили не самые лёгкие времена. Что касается бюджетников, то, например, сфере образования региона на предстоящий учебный год нужны учителя начальных классов, русского и иностранного языков, математики, физики, а также воспитатели дошкольных учреждений.

После окончания учёбы главное - найти хорошую работу!
После окончания учёбы главное - найти хорошую работу! Фото: АиФ/ Александра Железняк

«Ежегодно мы принимаем не менее 600 молодых педагогов в систему образования региона. В сентябре все вакансии обычно закрываются. Сейчас доля специалистов со стажем работ меньше пяти лет в регионе - 14,3%, и цифра растёт. Причём иногда бывают выпускники, которые целенаправленно хотят работать не в городе, а на селе, чтобы получить опыт. Опять же на селе существуют меры поддержки для молодых педагогов, не такие многочисленные, но они есть. Например, единовременная выплата в размере 20 тыс.рублей, компенсация расходов за коммуналку», – объясняет Анвар Ганеев, главный специалист отдела кадровой политики министерства образования Омской области.

Работайте больше 

В предстоящем учебном году выпускники с педагогическим образованием трудностей с трудоустройством испытывать не должны, а вот в 2017 году может возникнуть проблема переизбытка кадров.

«Я не совсем согласен с тем, что молодёжь чувствует себя комфортно на рынке труда, - считает Константин Чуркин, директор Центра профессиональной адаптации и трудоустройства студентов и выпускников омского вуза. – В прошлом году некоторые наши историки – отмечу, хорошие выпускники, - не смогли устроиться по специальности, и пошли работать воспитателями в детские сады, ждут, пока не появятся нужные вакансии. Учителя математики уходят работать в сферу информационных технологий. В этом году количество выпускников у нас снизилось, так как мы перешли на пятилетний бакалавриат, а вот в следующем году выпускников будет больше, и рабочих мест может хватить не всем. Ещё у нас в стране начали заниматься повышением производительности труда. В системе образования это решают следующим образом – увеличивают нагрузку на учителей.

Увы, другими способами производительность труда в школах не поднимешь. В конце концов, это же не завод, где проблему можно решить новым оборудованием. И поскольку количество часов вырастает, то, соответственно, уменьшается количество ставок. И в итоге – замкнутый круг. Тех, кто сейчас пытаемся вырваться из замкнутого круга и найти работу, в нашем городе 16,8 тыс. человек. Именно столько омичей на данный момент официально зарегистрированы в качестве безработных. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах