По последним данным министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, к началу июня жители региона недоплатили за коммунальные услуги 5,4 млрд руб.
При этом большая часть дебиторской задолженности - у омичей. Более дисциплинированны сельчане - их долг составляет 600 млн руб. из общей суммы.
![]() |
---|
Анатолий Бебякин |
«Традиционно с началом межотопительного периода наше ведомство запустило информационную акцию «Долг» и усиливает разъяснительную работу со стороны абонентских служб. По итогам проведения акции в прошлые годы среднее снижение дебиторской задолженности коммунальных организаций отмечается на уровне 35 - 45%.
В этом году акция началась 1 мая. К ней подключились 104 организации, оказывающие коммунальные услуги на территории муниципальных районов области и города», – рассказывает Анатолий Бебякин, главный специалист минстроя Омской области.
Полгода рецессии
Теплоснабжающие организации лидируют в списке компаний, вынужденных взыскивать долги с абонентов. Всё дело в том, что ежемесячный платёж за отопление и горячую воду - наиболее весомый в денежном эквиваленте среди других квитанций. Согласно данным самых крупных предприятий теплоснабжающей отрасли, услугами которых пользуются более 70% омичей, сумма дебиторской задолженности им составляет около 1,4 млрд руб. Из них чуть больше 400 млн руб. - недоплата только за последний месяц. Суммы эти появились не вчера, дебиторская задолженность абонентов сформировалась ещё 12 лет назад, когда омичи стали получать квитанции на оплату по индивидуальным лицевым счетам.
![]() |
---|
Олег Хилько |
«Мы прекрасно осознаём, что 2015/16 годы - время экономической рецессии. Именно в этот период около 14 000 абонентов, исправно вносивших платежи в предыдущее время, или не платят вообще, или закрывают квитанции от силы раз в полгода. Но есть и такие потребители, за которыми приходится просто бегать, напоминать. По нашим данным, ещё более 3000 абонентов не платят по другим причинам: в силу забывчивости, нежелания, направляя средства на другие цели», – поясняет Олег Хилько, директор теплосбытовой компании.
Негативное влияние экономической обстановки в стране подтверждает и Юлия Гергель, начальник процессингового центра омской энергосбытовой компании.
«За полгода сумма просроченной дебиторской задолженности выросла почти вдвое. Из 280 млн руб. только 143 млн - это неплатежи с 6-месячным сроком давности», – комментирует Юлия Гергель.
Фактор риска
Самое интересное: на 2017 год с введением фактического расчёта за тепло и горячую воду, участники коммунальной сферы прогнозируют повторный значительный рост неоплат. К примеру, если абонент в год выплачивает по таким квитанциям примерно 15 000 руб. и в среднем в месяц у него выходило 1200 руб., со вступлением в силу нового постановления только в январе 2017 года он будет вынужден отдать 3000 руб., в феврале - от 2000 до 2500 руб. Найдутся ли у абонентов такие деньги, неизвестно. В любом случае, финансовая нагрузка на коммунальные услуги будет только расти.
С июля введут новые тарифы по всем ресурсам, поднимут норматив для квартир, не оборудованных счётчиками.
![]() |
---|
Игорь Мхайлов |
«С июля для семьи из трёх человек, проживающих в 3-комнатной квартире площадью 63 кв. м, оборудованной приборами учёта воды, электроэнергии, газа, совокупный платёж за коммунальные услуги увеличится в среднем на 300 руб. Если при тех же условиях квартира не оборудована счётчиками, увеличение платы составит уже 700 руб.», – отметил Игорь Михайлов, заместитель председателя региональной энергетической комиссии Омской области.

Мера для должника
В связи с резким ростом коммунальных долгов в нашем регионе ресурсные организации начали серию отключений абонентов-должников.
Наверное, самое неприятное, если приостанавливают услугу водоотведения. Это когда холодная вода в квартире есть (закон запрещает её отключать), но она никуда не уходит из раковины, ванной и даже из унитаза. По мнению сотрудников ОАО «ОмскВодоканал», сегодня это одна из наиболее эффективных мер по борьбе с должниками. Во-первых, она не требует наличия судебного решения, достаточно прислать должнику уведомление. Во-вторых, чтобы осуществить задуманное, прямого доступа в квартиру не требуется.
Кто крадётся по трубе?
Специальное оборудование под названием «Глот» по сути представляет собой зонд, на конце которого крепятся заглушка и видеокамера. Продвигая зонд по трубе, специалисты на экране мобильного монитора видят, где находится канализационный отвод в нужную квартиру. Одно нажатие на кнопку - заглушка встаёт на место. При этом все остальные жильцы подъезда, те, кто исправно платят за воду, никак не страдают - водой и канализацией они могут пользоваться без ограничений.
Специалисты водоснабжающей организации бьют тревогу - долги жителей многоквартирных домов растут день ото дня. Общая сумма дебиторской задолженности населения перед компанией на 1 мая составляет 582 млн руб., и это на 121 млн больше, чем за тот же период прошлого года. Невыплата по квитанциям за услуги водоснабжения и водоотведения имеется у половины абонентов.
И тебя выключат...
Рейд этого года начался 19 мая с установки заглушек в двух квартирах дома по улице Малиновского. Собственник одной из них не платит с 2010 года, второй - с декабря 2014-го. Теперь к основному долгу им добавят плату за работу бригады по установке и демонтажу заглушки, а это более 11 000 руб.
![]() |
---|
Ольга Смиковская |
«В условиях недофинансирования предприятию сложно оказывать услуги водоснабжения и водоотведения в полном объёме, обеспечивать производственные объекты необходимым запасом материалов и реагентов. Поэтому силами штатных и привлечённых специалистов мы активно ведём претензионно-исковую работу в отношении должников», - рассказывает Ольга Смиковская, коммерческий директор компании.
Должнику необходимо обратиться в офис по ул. Маяковского, 2 и подписать соглашение о поэтапном погашении задолженности. Должник берёт обязательство ежемесячно вносить плату за текущее потребление и гасить согласованную часть долга.