Ежегодно музей Культурного центра Управления МВД России по Омской области принимает в своих стенах тысячи человек. Фонды музея, датируюемые началом XVIII века, никого не оставляют равнодушными.
Об уникальных экспонатах и людях, их собравших и сохранивших, мы поговорили с заведующей музеем Надеждой Мурзенко.
Муза и традиции
Татьяна Кравец, omsk.aif.ru: Надежда Евгеньевна, музей является лауреатом премии МВД России в области культуры и искусства, в последнем десятилетии он признавался лучшим музеем системы МВД России из более 130 соискателей. В этот успех, конечно, вложен труд многих сотрудников. Но, наверное, не будет преувеличением сказать, что самым весомым является вклад Т. В. Васильевой?
Надежда Мурзенко: Конечно, не преувеличение. Четверть века с 1991 года Таисия Васильевна руководила музеем. Пришла на должность, имея историческое образование Ленинградского госуниверситета и солидный стаж службы в милиции (в отделе политико-воспитательной работы). Вышла в отставку капитаном милиции и энергично взялась за музейную деятельность.
- Что такое ведомственный музей? Стереотипное восприятие: застывшие экспонаты, сухие факты, документы за стеклянными витринами…
- Это не про нас. Музей стразу стал центром встреч ветеранов служб с молодыми сотрудниками, проведения торжественных мероприятий и церемоний приведения к присяге выпускников ведомственных образовательных организаций, местом почитания памяти погибших сотрудников. И с юными экскурсантами на фоне 200 экспонатов и 1500 фотографий получается живой разговор «о подвигах, о доблестях, о славе». Потому закономерно награждение Таисии Васильевны медалью Коллегии Российского государственного военного историко-культурного центра при правительстве Российской Федерации «Патриот России».
Ещё историческая атмосфера получила и иное звучание - автор проекта музея художник Карло Гагишвили создал своеобразное пространство с колоннами и круговой лестницей, а Таисия Васильевна призвала в гости артистов и художников. И в музее стали раздаваться звуки мелодий и стихи. Женщины-сотрудники в конце служебного дня спешили в клуб «Таис», чтобы поговорить о поэзии Серебряного века, классической музыке, собственных творческих исканиях.
Сабля, справочник, свистки
- Музей расположен в бывшем здании лютеранской кирхи, построенной в 1792 году. Многие ли экспонаты имеют такую историческую давность?
- Есть и старше. Например, сабля, изготовленная на Тульском императорском оружейном заводе в 1761 году. Оружие было найдено на чердаке одного из домов в Полтавском районе. Как выяснилось, кто-то из «чердачных кладоискателей» является внуком первого полтавского милиционера Ивана Ивановича Романова.
- В экспозициях можно видеть разное оружие: древних ратников - кистень, бандитов - кастеты и ножи, милиции - сабли, винтовки, пистолеты…
- Грозные экспонаты разных эпох. Они вызывают интерес у подростков. Хотят подержать их, помахать или прицелиться. Для этого представляем специальный экземпляр, абсолютно безопасный. Кстати, с весны школьников у нас добавилось: на экскурсии приходили и прибывшие в область донбасские ребята.
А опытные правоохранители, конечно, разглядывают профессиональные экспонаты. Сыщики, например, редкое издание 1924 года - «Справочный подручный альбом для работников уголовного розыска и милиции при составлении словесного портрета» за авторством Николая Бокариуса. Профессор использовал принцип карикатур, когда в лице человека подчёркивается та или иная характерная черта. Он представил систему описания элементов головы и лица. Память человека уникальна: порой, можем не вспомнить внешний облик человека, однако можем узнать его по характерным чертам.
- А какие экспонаты из переданных в музей вещдоков могут удивить?
- Разные. Есть плоская фляжка с креплением на животе. Её сделали умельцы завода в 1980-е дефицитные годы, чтобы выносить с завода масляную краску. Когда ревизия выявила недостачу десятков килограммов, заводские деятели долго не могли выявить канал выноса (фляжка ёмкостью в два килограмма, «растянутая» по животу, была незаметна под одеждой). Помог случай: один из несунов, выйдя с проходной, резво перепрыгнул через лужу - и фляжка выпала на землю.
Кстати, не менее оригинальным можно считать экспонируемые свистки, но уже касательно стражей правопорядка. В середине 1950-х годов, когда была объявлена хрущёвская амнистия осуждённым, криминогенная обстановка резко ухудшилась. Тогда кто-то из руководителей милиции предложил использовать свистки, чтобы патрульные наряды, обходя участки, свистели с разных точек и создавали иллюзию уличной многочисленности сотрудников. Преступники разгадали идею и… купили себе свистки: с их помощью притупляли бдительность милиции - если в одной стороне свист, значит, там есть наряд и туда идти не стоит. Вскоре свистки отменили.
Отцы и деды
- Рядом с некоторыми одиночными фотографиями представлены и другие - родных на фоне своих героев. Что значат для музея такие визиты?
- Они всегда очень трогательные. В 2002 году, например, в музей приходили молодожёны прямо из ЗАГСа в свадебных нарядах. Сын погибшего крутинского участкового Ивана Соснина с избранницей подошёл к фотографии отца, чтобы рассказать о событии в своей жизни. Его отец погиб в 1977-м: выехал по сигналу о краже зерна в совхозе «Крутинский», зашёл в дом подозреваемого, а с порога раздались выстрелы. Сыну было всего 1,5 года… Сегодня он тоже служит закону.
Ещё история. Шесть лет назад в музей приходили ветераны, среди которых оказалась пожилая женщина. На фотографиях к экспонату старого портмоне она признала своего отца. Для убедительности принесла семейные фото. Рассказала, что её отец Максим Перминов переехал в Омск из Вятки до революции и, будучи портным, устроился работать в мастерской по пошиву одежды. Как-то он задержался на работе, а на тёмной улице на него напали грабители и забрали портмоне. В итоге вещдок оказался в музее. А спустя почти 100 лет этот экспонат «обрёл» фамилию.
- Фонды музея пополняются и до настоящего времени?
- Да, причём это бывает совершенно неожиданно. Года два назад сотрудник полиции в отставке, оказавшись в музее, узнал, что раньше ряд функций полицейских на селе исполняли старосты (задерживали лиц без документов или наказывали штрафом за мелкие проступки). После чего посетитель вскользь заметил, что его прадед в 1912 году был старостой в селении Знаменского района. Попросили принести фото прадеда - и палитра полицейской деятельности вековой давности пополнилась именной историей старосты Якова Ивановича Колпакова.
Семейные экспонаты - прочная связь поколений. Такие истории делают музей не просто отражением исторических моментов, а живым, удивляющим и вдохновляющим.