Кем малыш вырастет в будущем и как проявит себя спустя годы зависит от тех занятий, которые выберут ему родители сегодня. Как и куда отправить ребёнка на дополнительные занятия в начале учебного года «АиФ в Омске» рассказали специалисты сферы образования.
Отдых с нагрузкой
«Школьное образование играет решающую роль в развитии ребёнка. А дополнительные занятия с разнообразными видами досуга позволяют получать новые знания и навыки на любой вкус. И каждый ребёнок с учётом его склонностей, предпочтений и особенностей, вправе выбрать своё», – говорит Елена Полежаева, главный специалист департамента дополнительного образования детей министерства образования Омской области.
Изначально дети приходят в школу одарёнными и талантливыми, со своими способностями. Школа же, как бы нам ни хотелось, нивелирует эти природные задатки. Ведь школа – это изначально некий стандарт, который все должны выполнить, несмотря на индивидуальную природную склонность ребёнка. Поэтому система дополнительного образования предоставляет нишу, где ребёнок может выразить что-то личное. Главное, чтобы личное выражали именно дети, а не их родители. Дополнительные занятия малышу должны нравиться и приносить истинное удовольствие, это тот же отдых, только с интеллектуальной или физической нагрузкой.
Оптимальным временем для выбора любимого занятия педагоги единодушно называют младший школьный возраст, хотя в Омске чаще всего родители уже после трёх лет озабочены увлечениями своих чад. Сегодня столь раннее развитие вызывает немало споров, а единого ответа нет: всё индивидуально и зависит от каждого ребёнка.
Целесообразно будет отдать ребёнка в секцию с началом учёбы – с первого или со второго класса. К 7-8 классу он уже будет знать наверняка, каким делом будет увлечён всю жизнь. И если в этом возрасте три кружка ещё возможно посещать, то к концу школы, как утверждают педагоги, у школьников остаётся минимум времени: на одно, изредка, два увлечения.
Оплата за талант
А вот чтобы выбрать направление дополнительного занятия, нужно обладать немалым запасом времени.
«Несмотря на предрасположенность к каким-то определённым занятиям, ребёнок должен попробовать всё. И сам должен найти своё дело», – продолжает Евгения Захарова, заместитель директора «Областного детско-юношеского центра туризма и краеведения».
Родители, в свою очередь, также должны определиться с временными и финансовыми затратами, ответь на такие важные вопросы, как позволит ли их рабочий график возить ребёнка, например, на другой конец города, смогут ли они купить малышу тот же мольберт, набор кистей и красок.
«В принципе, как родителю мне бы хотелось, чтобы ребёнок был разносторонне развит. Если это мальчик, то чтобы умел руками работать, чтобы был спортсменом немножко, чтобы мог в лесу не заблудиться. Оптимально, когда ребёнок занимается сразу по нескольким направлениям, по крайней мере, в начале пути», – добавляет Александр Курнев, директор «Омской областной станции юных техников».
Как правило, в течение первого года обучения ребята посещают 5-6 различных направлений сразу, после продолжают ходить уже лишь в одну-две секции. Сегодня секции и школы по стоимости услуг можно условно разделить на три категории. Первые – это клубы и муниципальные образования, которые предоставляют услуги бесплатно. Занятия второй категории с трёхразовым посещением каждую неделю обойдутся в полторы-две тысячи рублей в месяц. А вот авторские школы и нестандартные направления, занятия спортом на профессиональном уровне будут стоить от 2,5 до 3 тысяч рублей за аналогичный абонемент.
Сегодня в Омске открыто 9 тысяч направлений дополнительного образования на бесплатной основе, куда могут принять 130 тысяч детей. Коммерческие секции по разным оценкам специалистов посещают ещё 10-15% школьников. В каждой школе среднего образования ребёнок может выбрать ещё до 10 часов в неделю внеурочных занятий. Так что дело по душе всегда найдётся – было бы желание! Единственное направление, которое все специалисты рекомендуют вне зависимости от предпочтений, – это спортивно-оздоровительные занятия.