За минувшие семь лет проблемных моментов осталось меньше, хотя некоторые сложности перехода всплывают до сих пор.
«Магистратуру в своём университете мы развиваем с 2000 года в рамках опытно-экспериментального режима. Система живёт и совершенствуется», – рассказывает директор центра магистерской подготовки – ОмГПУ Галина Синицына.
Непрерывное образование
Несмотря на то что на некоторых профилях и направлениях вузовского образования сохранился пятилетний специалитет, так как при подготовке к определённым профессиям не сочли целесообразным переходить на двухступенчатую модель, большая часть высшего образования всё-таки разделилась на два уровня.
«Сейчас понятие «специальность» в законодательстве отсутствует. В стандартах и в законе об образовании ввели термины «направленность» и «профиль», и мы в течение ряда лет живём в этих категориях. Есть направления - педагогическое образование, технологическое, инженерное. И есть профили - это те магистерские программы, которые осуществляют подготовку более квалифицированного специалиста», - отмечает Галина Синицына.
Правда, не стоит сбрасывать со счетов и минусы внедрённой системы, которые проявились за последние годы. В частности, замминистра образования Омской области Инна Елецкая объясняет, что если работодатели безусловно заинтересованы в том, чтобы вузы очень быстро подготовили им специалиста, то вот набор компетенций бакалавра после четырёхлетнего обучения не должен его самого в полной мере удовлетворять.
МАГИСТРАНТАМИ МОГУТ СТАТЬ ДАЖЕ ДОКТОРА НАУК.
«Диплом бакалавра уже позволяет формально принимать на работу в качестве сотрудника его обладателя, но вопросы к профессионализму человека остаются. Хотя не зря же существуют другие ступени повышения своей квалификации и расширения перечня компетенций. Можно взять, например, профессию педагога. Она вообще не предусматривает остановки в получении образования. Расширить компетенции помогает в том числе и магистерское образование», - подчеркнула Елецкая.
Понятно, что, выбирая магистерское направление, не связанное с полученным базовым бакалаврским образованием, человек рискует в итоге не стать своим ни в одной профессии.
Определить траекторию
На уровне федерального минобразования уже подумывают о том, чтобы упорядочить систему поступления в профильные магистратуры с учётом предыдущего профиля абитуриента. Однако такой подход сужает вариативность образования и сокращает возможности для строительства карьеры. Поэтому, замечает ректор института развития образования Омской области Татьяна Горбунова, выбор человека должен зависеть от того, какую цель ставит перед собой сам потенциальный магистрант:
«Он должен спросить себя: «Я хочу быть профи в одной сфере и двигаться в ней?» Тогда есть смысл выбрать более прямую траекторию. А если он решит, что хочет стать специалистом как можно более широкого профиля и по мере изменений реального рынка труда всегда иметь возможность быть востребованным - путь его должен стать менее тривиальным».
«У нас в педагогическом университете больше 20 магистерских программ. И на нескольких из них обучается уже около 600 человек, приехавших из Казахстана. Кстати, у нас в магистратуре учатся даже кандидаты и доктора наук, которым требуется дополнительное расширение компетенций. Магистерское образование позволяет расширить свою узкую специализацию. К тому же кандидатам наук магистратура часто необходима для подачи заявки на международные гранты. Магистерский уровень - более понятная за рубежом степень образования, чем например, специалитет», - объясняет Галина Синицина.