Кроме ЕГЭ, существуют и другие виды экзаменов. Так, уже не первый год государственной итоговой аттестации подвергаются 9-классники. А с этого года свои итоговые работы начали писать и выпускники младшей школы - четвероклашки. Зачем в столь юном возрасте подвергать детей такому испытанию? Кто и каким образом будет оценивать знания ребят? Как в этом году будет проходить единый государственный экзамен в нашем регионе и почему родителям стоит быть помягче с подростками в период подготовки к ЕГЭ? Об этом – в материале «АиФ в Омске».
Стресс для малышей
В этом году ученики 4 класса в конце года вместо обычных итоговых контрольных работ писали единые для всей страны. Проверяют знания в четыре этапа: первый – диктант по русскому языку, второй – задание по этому же предмету, третий – контрольная по математике и четвёртый – работа по дисциплине под названием «окружающий мир». В этих работах нет вариантов с закрытым ответом, все задания - с открытым. Кстати, в этом году своих оценок дети не узнают – работа нужна для оценки системы образования.
Татьяна Дернова |
«Для объективного видения уровня знаний, умений наших детей было принято решение о введении единой контрольной работы на территории всей РФ. У нас единый стандарт, а значит всё, к чему должны прийти дети с помощью учителя, должно быть, в общем-то, одинаковым. По крайней мере, минимум того, что он должен знать уметь и какими компетенциями владеть, независимо от того, где он живёт, в какой школе учится – столица это, региональный центр или маленькое сельское поселение. Это никакой не единый государственный экзамен, а обыкновенная контрольная работа в том формате, к которому привыкли дети на уроках в течение учебного года», - уверяет Татьяна Дернова, первый заместитель министра образования Омской области.
Причина появления этой работы проста. Когда анализируются результаты сдачи ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе, для многих родителей и детей результат становится сюрпризом - он гораздо ниже, чем они ожидали. Почему это происходит? Присутствует и некий субъективизм в оценивании. Те контрольные работы и диктанты, которые пишут дети, как правило, составляются педагогом. Учитель когда готовит материалы, отдаёт себе отчёт, что какая-то тема у детей его класса «выпала». Для того чтобы выглядеть хорошо в глазах той же администрации школы, он может подобрать работу, где вот этого провального блока не будет. И он не выявит недоработки. Чем хороша эта проверочная работа по единым стандартам, которую очень точно по миллиметру выверяли методисты? Мы будем знать правду. Учитель, работающий с детьми, - в первую очередь. Он будет понимать, на чём стоит сделать акцент, а где всё благополучно.
Результаты этой работы позволят нам с институтом развития образования, который в большинстве случаев как раз и занимается повышением квалификации, профпереподготовкой педагогов, скорректировать курсы. Если ошибки - это индивидуальные случаи в одной школе, то это одна история, а если они в целом провалились, то там системная проблема. Или, например, провалились несколько муниципалитетов, то уже тогда это системная ошибка, наша общая.
Никакой дополнительной подготовки и нагрузки эта деятельность не требует. Это та работа, которая проводится по итогам каждодневной работы учителя. Не нужно специально к этому готовиться - подготовка идёт весь учебный год. Говорить, что это сильнейший стресс, нельзя. Мы все учились в школе, и когда учитель говорил, что завтра контрольный диктант, согласитесь, мы тоже с вами волновались».
В режиме самоконтроля
В скором времени единые итоговые контрольные работы будут у школьников в каждом классе.
Так, с 2017 года всероссийскую итоговую работу будут писать уже не только ученики, заканчивающие 4-й класс, но и 5-й. Каждый год будет добавляться ещё одна параллель. Таким образом, нынешние четвероклассники каждый раз будут первопроходцами.
Оксана Колядинцева |
«В следующем году мы будем говорить не только о 4-м классе, но и о 5-м. Общероссийские проверочные работы – это системная работа. И эти контрольные будут писать и в 4-м, и в 5-м, и в 6-м, и в 7-м классе, ну и так далее. В этом году образовательные организации сами принимали решение участвовать во всероссийской итоговой контрольной или нет. Но они понимали, что она в ближайшем будущем войдёт в режим, и попробовать на уровне эксперимента, конечно, было логичным решением, - рассказывает Оксана Колядинцева, первый проректор института развития образования Омской области. - Федерация предложила две модели проведения проверочных работ. И в нашей области мы выбрали первую - на уровне образовательной организации. Вторая модель – на уровне муниципалитета или региона. Наш вариант означает, что школа самостоятельно регистрируется, получает доступ к материалам, распечатывает их, проводит работу, оценивает её».
Каждый учитель может сам оценить работу федерального уровня – по всем критериям ясно, какой ответ в какие баллы оценивается.
Ольга Овчинникова |
«Проверяют контрольную сами учителя, они никуда не уходят из своих кабинетов, и никаких камер там нет, - говорит Ольга Овчинникова, главный специалист отдела общего образования департамента образования администрации Омска. - Это обыкновенный нормальный рабочий урок, когда учитель просто проводит его. Только он берёт, например, диктант не тот, который заранее подготовил. Дети об этом не знают просто-напросто. Об этом знают только учителя и администрация».
Добраться до экзамена
Одна из главных проблем, с которой до настоящего времени сталкивались выпускники школ, расположенных в отдалённых уголках области, - это необходимость по многу часов ехать до Омска, чтобы там сдать ЕГЭ.
В этом году систему значительно упростили – в 11 удалённых районах области будут работать по такой же схеме, какая была на досрочном этапе: печатать контрольно-измерительные материалы и сканировать ответы учеников будут прямо в аудитории. Получать и отправлять информацию будут по защищённым каналам связи. В прошлом году этой технологией воспользовались шесть районов. Уже с 27 мая по ней начнут работать Большеуковский, Большереченский, Знаменский, Колосовский, Крутинский, Муромцевский, Называевский, Седельниковский, Тарский, Тевризский и Усть-Ишимский районы.
Сергей Канунников |
«Доставка бланков из этих районов занимает значительное время, а требуется до полуночи уже отправить всё в Москву. Это наше достижение - они не будут за каждым экзаменом по этим дорогам ездить, а будут получать по защищённой связи информацию и там же сканировать и отправлять сразу в Москву, естественно, с копией нам, - поясняет Сергей Канунников, министр образования Омской области. - В прошлом году районы посчитали затраты и всё равно купили необходимое оборудование - высокоскоростные принтеры и сканеры. Но деньги тратились и на бензин, и на эксплуатацию машин. Представьте, каково ездить на каждый экзамен, при этом надо ночью ехать, чтобы к утру успеть.
В этом году у нас есть договорённость с МЧС и насчёт лодок, и насчёт вездеходов в тех районах, где сложилась чрезвычайная ситуация из-за паводка. Обстановка меняется и вода поднимается. Сегодня так, а завтра уже по-другому. Пункт проведения экзамена находится в райцентре. Тем не менее, в ночь не надо куда-то выезжать, потому что расстояние, которое нужно преодолеть, в среднем составляет 30-40 км».
Проверят металлодетектором
Сергей Руденко |
- Функция сотрудников полиции в период прохождения итоговой аттестации - это исключительно охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на прилегающих к пунктам проведения экзаменов территориях, а также оперативное реагирование на сообщения о возможных правонарушениях, - перечисляет Сергей Руденко, врио начальника УОДУУПиПДН УМВД России по Омской области. - При этом оснащение пунктов стационарными переносными металлодетекторами не входит в наши полномочия. За их функционирование и проверку документов участников экзаменов отвечают организаторы и работники, осуществляющие охрану порядка, – это частная охранная организация, с которой у школы заключён договор.
Ручные металлоискатели применяются только чтобы найти в местах проведения массового мероприятия и на прилегающей территории предметы, которые могут быть источником опасности. Вместе с тем запланированы дополнительные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, включая организацию объездов и парковок транспорта. В этот период мы приблизим маршруты патрулирования нарядов к местам проведения экзаменов.
Что добавить?
Елена Агалакова |
- Я считаю, что на каждой ступени образования руководители учреждения должны иметь объективную информацию. То, что проводится контрольная работа в 4-м классе – это не новость. Новизна здесь в том, что проверочная работа носит комплексный характер, то есть выпускник проверяется не по одному-двум предметам, а целостно. Я бы сюда ещё добавила навыки чтения - это тоже основной навык, который закладывается как база в начальной школе, - считает Елена Агалакова, кандидат педагогических наук, проректор Сибирского института непрерывного дополнительного образования. - От того, насколько ребёнок готов, зависит его успешность в 5-м классе. Эти работы проверяют именно базовый уровень подготовки - минимальную планку, если так можно сказать, которую должен каждый ребёнок преодолеть при переходе в основную школу. Я думаю, что здесь не должно быть никакого ажиотажа или повышенной тревожности. Тем более демоверсии и рабочие тетради опубликованы. А Рособрнадзор заявил, что неудовлетворительные результаты не будут выставлены.
Всё равно должны быть контрольные моменты для ребёнка, прежде всего, для его родителей. Как бы мы ни говорили, ребёнок будет переживать. Моя внучка не боится проверочных, но волнуется за работу по окружающему миру - там ещё не продумана система промежуточного контроля, который выведет на конечный результат. Если бы в системе педагог проводил проверочные работы по темам или разделам программы, тогда она бы так не переживала.
На что ориентирует нас Рособранадзор – проводить эти работы в тех учебных заведениях, которые находятся в зоне риска, которые показывают неудовлетворительные результаты по ОГЭ и ЕГЭ. Потому что начальная школа даёт базу, если эта база не сформирована, дальше пойдёт неуспеваемость, она накапливается.
Откуда наблюдатели
Элеонора Перистых |
- В этом году зарегистрировано 1151 заявление с просьбой об аккредитации в качестве общественного наблюдателя на основной период. На досрочном этапе отработали взаимодействие с корпусом общественных наблюдателей, который действует при ассоциации студенческой молодёжи РФ. Мы эту практику потихоньку начали осуществлять в прошлом году, а вот уже на этапе 2016 года это взаимодействие начали использовать активно. Сначала отработали региональный этап всероссийской олимпиады школьников, - вспоминает Элеонора Перистых, главный аналитик регионального информационно-аналитического центра. - Поняли, что это наши кадры – те, которым всё интересно, которые очень хорошо ориентируются в вопросах, связанных со школьной жизнью, потому что они сами недавно закончили школу. И у них есть искреннее желание, оно, наверное, подкрепляется свойственным юношеским максимализмом, сделать направления работы, в которых они участвуют, понятными, доступными. Например, сейчас наш региональный корпус общественных наблюдателей выступил с инициативой пообщаться со старшеклассниками в рамках классных часов и поговорить с ними о ЕГЭ уже другими словами – не тех людей, которые организуют итоговую аттестацию, а тех, которые сами через неё прошли.
На самом деле, Омскую область уже заметили и выделили. Нашего координатора даже приглашали на работу в Москву. Самое главное - предложили выдвинуть отряд для работы в Ханты-Мансийском округе. Мы туда будем отправлять большую группу наблюдателей в количестве 40 человек.
И это пройдёт…
Антон Крикушин, психолог:
Антон Крикушин |
- Любой трудный период заканчивается. Выпускной экзамен – один из самых трудных моментов в жизни, но и он пройдёт. Объясните это ребёнку, и напомните, что в этой трудной ситуации, в этом месте, он будет один только временно. Да, нужно приложить усилие, сконцентрироваться на задании, побороть свой страх, а для этого важно помнить, что есть люди, которые его любят, поддерживают и беспокоятся о нём.
Будьте снисходительны к неудаче ребёнка, помните, неудача на ЕГЭ – не конец света.
Не забывайте о том, что каждому человеку нужно отдыхать от постоянного труда, а подростку, особенно в весенний период, ещё сложнее сконцентрироваться на учёбе. Давайте ребенку передышку. При подготовке к экзамену считается наиболее эффективным методом в последний день, особенно во второй половине дня, отдыхать. Важно не изматывать себя перед экзаменом, а сделать передышку, набраться сил. Успокоительные препараты нежелательны, часто они вызывают снижение умственных способностей, сонливость, ухудшение функций памяти, рассеянность, снижение мотивации.
В эти ключевые моменты формируется человек, определяется его жизненный путь, решается, каким станет не только его будущее, но и будущее его близких, в первую очередь, - родителей. Будет ли он благодарен вам за любовь и заботу или будет чувствовать себя забитым и одиноким? Станет ли открытым, успешным человеком, готовым справляться с жизненными трудностями, или озлобленным, замкнутым невротиком, болезненно воспринимающим любую неприятность? Именно это, а не результат в экзаменационной ведомости, важно.