Омская область присоединилась к федеральному проекту «Наставничество» благотворительного фонда «Солнечный Город», нацеленному на духовную поддержку детей и подростков из детских домов.
В качестве партнёра выступило областное отделение Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России», руководителем которого является Гульнара Мукашева.
В круговороте добрых дел
Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Гульнара Валихановна, что сподвигло вас заняться кураторством проекта «Наставничество»?
Гульнара Мукашева: Я и профессионально, и духовно крепко связана с волонтёрством. В добровольческих рядах уже восьмой год, и меня это направление затягивает с каждым днём всё больше. В 2020 г. создала Центр социальных и экологических инициатив. Наша общественная некоммерческая организация работает по двум главным направлениям – мы занимаемся поддержкой семей с детьми, сирот, беженцев, мобилизованных солдат и их семей, а также вопросами охраны окружающей среды и экологии. Так что тема наставничества мне не чужда.
Часто бывала в комплексных центрах соцобслуживания населения, детских домах, общалась с ребятами из неблагополучных семей и сиротами. После таких встреч возникали мысли, что в этой работе нам всё-таки не хватает регулярности и профессионализма. Волонтёрство хоть и идёт от души, и в этой сфере только добрые, отзывчивые, неравнодушные люди, но всё же этому делу, как и любому другому, необходимо обучать, готовить к общению с разными группами.
Один подход – к «особенным» детям, другой – к пожилым, третий – к детям, лишённым родительского тепла. В проекте «Наставничество» как раз всё это чётко и основательно продумано.
Мне импонирует их деятельность, методы, система. Такой подход позволит подняться на более качественный уровень нашей волонтёрской работы.
Так совместно с психологом Анастасией Зайцевой мы решили, что Омск не должен оставаться в стороне от столь значимого и важного дела. Запуск проекта был связан с определёнными трудностями, но мы их преодолели. В сентябре 2022 г. подписали соглашение с министерством образования, а в декабре с детским домом № 4, познакомились с его коллективом, воспитанниками.
Весёлый, добрый, а ещё и кулинар
- Как прошла первая встреча с ребятами?
- Среди воспитанников детских домов всегда много хулиганов: кто-то пропускает уроки, кто-то вообще не желает идти на контакт с педагогами. Таким подросткам будем уделять первоочередное внимание, ведь зачастую именно они чаще других нуждаются в заботе и дружеском общении, хоть отрицают это и на первых порах принимают какие-то предложения, советы в штыки.
Мы работаем с подростками от 12 лет. На нашу первую встречу пришли всего три девочки. Признаюсь, что слушательницы наблюдали за нами с недоверием и осторожностью. Интересовались, к чему это всё, и чем такое серьёзное и совсем не внушающее доверия о дружбе, а говорящее скорее о поучениях слово «наставничество», может быть полезно для них.
За наставничество деньги не платят, а потому люди приходят сюда по зову души, чтобы на собственном примере научить ребёнка добру, показав ему все грани жизни.
После знакомства мы предложили обратную связь, раздали девчонкам анкеты с главным, на наш взгляд, вопросом – какого наставника они хотят видеть рядом с собой? Ответы дебютанток проекта оказались не такими уж требовательными. Им нужен человек добрый, весёлый, который поможет определиться в профессиональном выборе и научит вкусно готовить.
Сарафанное радио среди ребят дало свои результаты: буквально через пару дней воспитатель сообщил, что подружиться с наставниками готовы ещё два подростка. На этот раз в числе желающих оказались представители сильной половины человечества. Остальные семь подростков пока не определились, готовы ли они довериться чужому человеку, и это абсолютно нормально. Отмечу, что участие в проекте исключительно добровольное.
Подставить надёжное плечо
- На ваш взгляд, наставник – это…
- …взрослый друг. Не спонсор, не родитель, а именно тот человек, который может стать для подростка близким по духу, поможет вернуть доверие к окружающим. Он не будет ругать за плохие оценки, читать нотации и поучать на тему, что такое хорошо и что такое плохо. Наставник входит в мир ребёнка, чтобы на своём примере научить его добру.
А для этого ему необходимо иметь за своими плечами багаж знаний, жизненного опыта, душевного тепла, времени, чтобы бескорыстно делиться ими с подопечным. За наставничество деньги не платят, а потому люди приходят сюда по зову души и сердца.
- А нужна ли такая дружба трудному подростку, будет ему интересно такое общение?
- В основном волонтёры приезжают в детские дома от случая к случаю, чаще всего привозя с собой подарки, организуя для ребят игры, концерты. Да, ребята рады таким визитам, повеселились, получили презенты. А с каким настроением они остаются наедине с собой?
На первый взгляд всё необходимое у них есть – накормлены, обуты, в тепле, под присмотром. Но они лишены главного – родительской ласки и заботы, любви, того, что нужно для простого человеческого счастья. Им нужны не сладости, не игрушки или модные вещи. Они нуждаются в друге, надёжном плече, в человеке, который подскажет, поможет, посоветует, научит, поддержит. Это и есть основная задача наставников.
Взрослый друг как минимум раз в неделю будет приезжать, чтобы провести время приятно и полезно. Совместно пара наставника-подопечного будет заниматься творчеством, учёбой, спортом. В распорядке времяпрепровождения также походы в кино, парки, кафе, кинотеатры, в общем полноценная, разносторонняя жизнь обычного подростка.
- Кто может стать наставником? Есть ли какие-то требования к таким кандидатам?
- Наставником обязательно должен быть взрослый человек старше 24 лет. Претендент должен будет заполнить анкету, пройти два бесплатных тренинга и пообщаться с психологом проекта для уточнения всех неясных моментов. Пара будет подбираться индивидуально, с учётом возраста, пола, особенностей характера и поведения.