Примерное время чтения: 7 минут
361

Давай дружить? Как стать наставником для подростка из детдома

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ в Омске № 12 22/03/2023 Сюжет Спасибо тебе, настоящий наставник!
Благодаря проекту
Благодаря проекту "Наставничество" дети из детских домов находят надёжное плечо взрослого друга. / Гульнара Мукашева / Из личного архивa

Омская область присоединилась к федеральному проекту «Наставничество» благотворительного фонда «Солнечный Город», нацеленному на духовную поддержку детей и подростков из детских домов.

В качестве партнёра выступило областное отделение Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России», руководителем которого является Гульнара Мукашева.

В круговороте добрых дел

Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Гульнара Валихановна, что сподвигло вас заняться кураторством проекта «Наставничество»?

Гульнара Мукашева: Я и профессионально, и духовно крепко связана с волонтёрством. В добровольческих рядах уже восьмой год, и меня это направление затягивает с каждым днём всё больше. В 2020 г. создала Центр социальных и экологических инициатив. Наша общественная некоммерческая организация работает по двум главным направлениям – мы занимаемся поддержкой семей с детьми, сирот, беженцев, мобилизованных солдат и их семей, а также вопросами охраны окружающей среды и экологии. Так что тема наставничества мне не чужда.

Часто бывала в комплексных центрах соцобслуживания населения, детских домах, общалась с ребятами из неблагополучных семей и сиротами. После таких встреч возникали мысли, что в этой работе нам всё-таки не хватает регулярности и профессионализма. Волонтёрство хоть и идёт от души, и в этой сфере только добрые, отзывчивые, неравнодушные люди, но всё же этому делу, как и любому другому, необходимо обучать, готовить к общению с разными группами.

Один подход – к «особенным» детям, другой – к пожилым, третий – к детям, лишённым родительского тепла. В проекте «Наставничество» как раз всё это чётко и основательно продумано.

Мне импонирует их деятельность, методы, система. Такой подход позволит подняться на более качественный уровень нашей волонтёрской работы.

Так совместно с психологом Анастасией Зайцевой мы решили, что Омск не должен оставаться в стороне от столь значимого и важного дела. Запуск проекта был связан с определёнными трудностями, но мы их преодолели. В сентябре 2022 г. подписали соглашение с министерством образования, а в декабре с детским домом № 4, познакомились с его коллективом, воспитанниками.

Гульнара Мукашева - частый гость в детских домах.
Гульнара Мукашева - частый гость в детских домах. Фото: Из личного архивa/ Гульнара Мукашева

Весёлый, добрый, а ещё и кулинар

- Как прошла первая встреча с ребятами?

- Среди воспитанников детских домов всегда много хулиганов: кто-то пропускает уроки, кто-то вообще не желает идти на контакт с педагогами. Таким подросткам будем уделять первоочередное внимание, ведь зачастую именно они чаще других нуждаются в заботе и дружеском общении, хоть отрицают это и на первых порах принимают какие-то предложения, советы в штыки.

Мы работаем с подростками от 12 лет. На нашу первую встречу пришли всего три девочки. Признаюсь, что слушательницы наблюдали за нами с недоверием и осторожностью. Интересовались, к чему это всё, и чем такое серьёзное и совсем не внушающее доверия о дружбе, а говорящее скорее о поучениях слово «наставничество», может быть полезно для них.

За наставничество деньги не платят, а потому люди приходят сюда по зову души, чтобы на собственном примере научить ребёнка добру, показав ему все грани жизни.

После знакомства мы предложили обратную связь, раздали девчонкам анкеты с главным, на наш взгляд, вопросом – какого наставника они хотят видеть рядом с собой? Ответы дебютанток проекта оказались не такими уж требовательными. Им нужен человек добрый, весёлый, который поможет определиться в профессиональном выборе и научит вкусно готовить.

Сарафанное радио среди ребят дало свои результаты: буквально через пару дней воспитатель сообщил, что подружиться с наставниками готовы ещё два подростка. На этот раз в числе желающих оказались представители сильной половины человечества. Остальные семь подростков пока не определились, готовы ли они довериться чужому человеку, и это абсолютно нормально. Отмечу, что участие в проекте исключительно добровольное.

Подставить надёжное плечо

- На ваш взгляд, наставник – это…

- …взрослый друг. Не спонсор, не родитель, а именно тот человек, который может стать для подростка близким по духу, поможет вернуть доверие к окружающим. Он не будет ругать за плохие оценки, читать нотации и поучать на тему, что такое хорошо и что такое плохо. Наставник входит в мир ребёнка, чтобы на своём примере научить его добру.

А для этого ему необходимо иметь за своими плечами багаж знаний, жизненного опыта, душевного тепла, времени, чтобы бескорыстно делиться ими с подопечным. За наставничество деньги не платят, а потому люди приходят сюда по зову души и сердца.

Ребята, не проживающие в семье, больше всего нуждаются в заботе, внимании, любви.
Ребята, не проживающие в семье, больше всего нуждаются в заботе, внимании, любви. Фото: Из личного архивa/ Гульнара Мукашева

- А нужна ли такая дружба трудному подростку, будет ему интересно такое общение?

- В основном волонтёры приезжают в детские дома от случая к случаю, чаще всего привозя с собой подарки, организуя для ребят игры, концерты. Да, ребята рады таким визитам, повеселились, получили презенты. А с каким настроением они остаются наедине с собой?

На первый взгляд всё необходимое у них есть – накормлены, обуты, в тепле, под присмотром. Но они лишены главного – родительской ласки и заботы, любви, того, что нужно для простого человеческого счастья. Им нужны не сладости, не игрушки или модные вещи. Они нуждаются в друге, надёжном плече, в человеке, который подскажет, поможет, посоветует, научит, поддержит. Это и есть основная задача наставников.

Взрослый друг как минимум раз в неделю будет приезжать, чтобы провести время приятно и полезно. Совместно пара наставника-подопечного будет заниматься творчеством, учёбой, спортом. В распорядке времяпрепровождения также походы в кино, парки, кафе, кинотеатры, в общем полноценная, разносторонняя жизнь обычного подростка.

- Кто может стать наставником? Есть ли какие-то требования к таким кандидатам?

- Наставником обязательно должен быть взрослый человек старше 24 лет. Претендент должен будет заполнить анкету, пройти два бесплатных тренинга и пообщаться с психологом проекта для уточнения всех неясных моментов. Пара будет подбираться индивидуально, с учётом возраста, пола, особенностей характера и поведения.

ДОСЬЕ
Мукашева Гульнара Валихановна. Родилась в Омске. Имеет три высших образования (педагогическое и юридическое направления). Член правления Омского регионального молодёжного общественного движения «Омская молодёжь» и АНО «Центр социальных и экологических инициатив», зампредседателя Совета по делам многодетных семей прим минтруда и соцразвития Омской области, начальник регионального штаба «ВОО «Союз добровольцев России». Имеет множество наград. Среди них: памятная медаль и грамота президента РФ В. Путина «За бескорыстный вклад в организацию Общероссийской акции взаимопомощи» #МыВместе», медаль С.И. Манякина за особые заслуги в развитии Омской области. Увлекается чтением и рукоделием. Замужем, воспитывает троих детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах