285

Быть ли творчеству? На дополнительное образование в Омске денег нет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Омске №39 25/09/2019
Обучение игре на фортепиано занимает до восьми лет.
Обучение игре на фортепиано занимает до восьми лет. / Александра Горбунова / АиФ

По указу президента к 2020 году как минимум 75% детей по всей стране должны получать дополнительное образование.

При этом выделяется мизерное финансирование на зарплату педагогам, строительство новых школ искусств и обновление инструментария. Вся система, по сути, держится на учителях старшего поколения, многие из которых отдали уже больше половины жизни детям. Молодёжь же отказывается работать в Омске за копейки - гораздо лучше уехать в большой город и найти себя там.

Ещё одна проблема дополнительного образования - пренебрежение желаниями ребёнка. Зачастую взрослые, не разобравшись с интересами своего малыша, отдают его в «неправильную» секцию. Последствия могут самыми разными - от постоянных прогулов до конфликтов в семье.

Мечтать за ребёнка вредно

Реализовывать себя в детях эксперты не рекомендуют, ведь главная цель системы дополнительного образования как раз в том, чтобы предоставить возможность заниматься по интересам. К тому же сейчас в Омске при домах творчества действуют клубы для само­определения, где ребёнок может попробовать свои силы и в танцах, и в рисовании, и в актёрской игре, а уж потом определиться с основным хобби. Только на практике можно понять, к чему тяготеет ребёнок.

«Взрослые часто ведут своих детей на секции интуитивно, следуя собственным желаниям, - говорит декан факультета довузовской подготовки и дополнительного образования ОмГПУ Татьяна Волгина. - И я в своё время привела дочь в центр развития, мечтая, как она будет порхать по сцене и танцевать. Именно этого я хотела в своей молодости! Каково же было моё удивление, когда узнала, что у моего ребёнка абсолютный музыкальный слух. Поэтому нужно понять, что интересно и близко конкретно вашему малышу, какие у него есть задатки».

Ещё в XVIII веке, когда система дополнительного образования только начала зарождаться, франко-швейцарский философ Жан-Жак Руссо заложил в неё ключевой принцип, который состоит в том, что увлечения должны приносить человеку радость, ощущение свободы. И действительно, если в школе ребёнка обязывают изучать все предметы, входящие в программу, то в кружках он может заниматься тем, к чему лежит душа. При этом педагог должен выступать в роли товарища и наставника, осторожно открывая школьнику всё новые горизонты творческого развития. И даже оценки - далеко не главное в дополнительном образовании, ведь с их помощью нельзя полноценно измерить талант ребёнка. Мерилом творческих знаний становятся разнообразные конкурсы, фестивали и концерты.

Дорогу юным талантам

Омск - один из лидеров в сфере дополнительного творческого образования. В нашем городе действуют 32 детские школы искусств, десятки объединений в домах культуры и множество частных клубов по интересам. Перед детьми открывается целый спектр всевозможных увлечений, которые впоследствии могут перерасти в дело всей жизни.

В следующем году омской системе дополнительного музыкального образования исполнится 100 лет. В 1920 году в городе появилась школа № 1 им. Ю. И. Янкелевича - первое учебное заведение, где дети могли научиться играть на баяне, аккордеоне и фортепиано. В преддверии важной даты одна из учениц музыкальной школы преподнесла ей самый ценный подарок. Юная скрипачка получила серебряную медаль на Дельфийских играх в Ростове.


В следующем году омская система дополнительного музыкального образования отметит 100-летний юбилей.


В омской школе искусств № 6 дети тоже не перестают радовать своих учителей. В этом году из 700 учащихся больше половины стали призёрами и победителеями конкурсов разного уровня. Это единственная школа в городе, где постоянно действуют четыре оркестра. Один из них в 2015 году представлял Омскую область на Неделе искусства в Каннах. Ученики постоянно участвуют в крупных состязаниях и фестивалях. Одна воспитанница школы, лауреат премии В. Спивакова, 17 октября будет выступать в омском Органном зале.

Многие дети с ранних лет тянутся к тому, чтобы создавать что-то своими руками. Сейчас в Омске действуют четыре самостоятельные художественные школы, где обучают не только рисованию, но и лепке, скульптуре, азам архитектурного проектирования. Появляются и современные виды творчества. Например, в художественной школе № 3 в этом году открылась группа по фьюзингу - изготовлению предметов из плавленого стекла. Кроме того, в городе набирает обороты керамическое направление, проводятся фестивали по гончарному искусству. Поэтому с уверенностью можно сказать, что школы искусств - это не канонические учреждения. Они всегда идут в ногу со временем.

Вместе с тем в омских школах искусств активно развивается театральное творчество. И если на музыкальные и художественные направления процесс комплектации групп уже подходит к концу, то в драмкружок можно попасть в любое время. Психологи рекомендуют заниматься в таких секциях детям с проблемами общения. Совершенствуя актёрские навыки, можно избавиться от застенчивости и научиться контактировать с разными людьми.Отправляя детей в творческие секции, родители должны быть готовы к тому, что получение дополнительного образования - долгий системный процесс, который может занять до девяти лет.

Минуя препятствия

Омская система дополнительного образования - это прежде всего люди. Она держится на педагогах-профессионалах, которые делятся своими знаниями с детьми, несмотря на низкую зарплату. Именно из-за недостаточного финансирования в школы искусств не идут молодые педагоги. Проблема нехватки кад­ров в сфере дополнительного образования существует по всей России.

Средний возраст педагогов-скрипачей в Омске - 62 года. Так, в школу № 3 последний раз преподаватель по этому направлению устраивался на работу 17 лет назад. Но, по словам руководителей детских объединений, настоящие преподаватели - люди далеко не случайные. Они уверены, что даже если те не будут получать зарплату - продолжат обучать детей творчеству.

Проблемы в сфере дополнительного образования на сегодняшний день существуют как в нашем городе, так и по всей стране. В 2012 году был принят президентский указ, по которому требуется, чтобы к 2020 году не менее 75% детей были вовлечены в дополнительное образование, причём половина из них должны получать его из средств федерального бюджета. Но если количество воспитанников школ искусств постепенно приближается к желаемой отметке, то вопрос денежной поддержки остаётся открытым.

Поддержки не будет

«Финансирования из федерального бюджета почти нет. Да, в последнее время благодаря нацпроектам оно немного увеличивается, но это капля в море. Когда я был в комиссии по поддержке молодых талантов, часто интересовался, получится ли у нас без денег исполнить указ президента, по которому 75% детей должны быть вовлечены в дополнительное образование. И мне почти всегда отвечали: «Вопрос выносили, но министерство финансов отказало», - комментирует депутат Государственной думы России Олег Смолин. - Тем не менее Омская область выглядит  не хуже, чем страна в целом. В Госдуме три встречи подряд отмечают, что регион входит в пятёрку лучших по допобразованию. Этой осенью многие центры  развития снова открыли свои двери для воспитанников. Всё ещё ведётся набор в секции по керамике, гончарному искусству, лепке, фьюзингу».

Кстати
Считается, что система дополнительного образования лучше всего развита в Финляндии. Почти все дети в стране посещают кружки. Причём помимо традиционных художественных, музыкальных и литературных секций у финнов набирают популярность детские клубы по рыболовству, кулинарии, фотографии. Каждый ученик ведёт дневник достижений, где самостоятельно анализирует свою работу.

Поспешите записаться

«В Омске дополнительное образование продолжает динамично развиваться. Практически все наши преподаватели имеют высшее образование. Среди них есть и члены Союза художников, и заслуженные деятели культуры. Воспитанники школ искусств, как правило, продолжают образование в высших или средних учебных заведениях, а потом возвращаются уже в качестве преподавателей, - говорит главный специалист по работе с детскими школами искусств и детскими художественными школами департамента культуры города Омска Ольга Ерёмина. - Финансирование постепенно увеличивается в связи с тем, что мы расширяем площади центров детского образования. Заработная плата педагогов в этом году выросла на 4% - это более 1 тыс. руб. Сейчас учителя  завершают комплектацию групп, но записаться  ещё можно».

Привлечь и удержать

«Принято говорить, что педагоги получают 30 тыс. руб. Именно эта сумма оглашается. Но молодой преподаватель не получает таких денег. Мы с трудом удерживаем их. В прошлом году приняли двух учителей, но они долго не продержались, уехали из Омска. Вообще сегодня существует тенденция поскорее покинуть город. Однако в нашем деле случайных людей не бывает. Некоторым педагогам даже платить перестанешь - они всё равно будут ходить на работу. Но явно это не плюс нашей системы», - говорит Владимир Аксаментов, директор детской школы искусств № 6.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

                     
        Самое интересное в регионах