У советской детской писательницы Агнии Барто есть чудесный стишок про девочку Лиду: «драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота...» Бедный ребёнок никак не мог определиться в разнообразии предлагаемых дополнительных занятий.
И сейчас современный школьник увлечён не только учебной программой.
Поём и пляшем
Папы и мамы одних школьников считают, что ребёнку незачем болтаться после уроков. Он должен быть чем-то занят, а уж чем - не важно. Другие родители готовы костьми лечь, лишь бы их чадо стало чемпионом или лауреатом, а лучше тем и другим одновременно. И носятся по городу озабоченные мамы, а также бабушки, таская за руку зевающее и уставшее чадо.
Первая проблема в допобразовании - как родителям найти кружок или секцию по способностям? Говорят, что нужно советоваться с детьми, сходить с ними на день открытых дверей, быть может, пройти тестирование или прослушивание. Следующая задача будет сложнее - смириться с выбором ребёнка, даже если он не имеет ничего общего с тем, что планировали для дочки или сына взрослые.
В Омске в основном рисуют, поют и пляшут. Только в 21-й детской школе искусств и четырёх детских художественных школах занимаются более 12,5 тыс. детей.
«Самым востребованным остаётся художественное направление, на втором месте музыкальное и хореографическое. Менее популярное – театральное», - рассказала специалист по взаимодействию с детскими школами искусств департамента культуры администрации города Омска Татьяна Краснобаева.
Новая Станица
Учитывая это, дома творчества располагаются даже в самых отдалённых микрорайонах города. Например, в Ленинском округе есть посёлок Новая Станица. Когда-то здесь вполне успешно работало тепличное хозяйство, сейчас его нет. Рядом лишь городок танкового института, до города ехать и ехать. В посёлке всего три улицы, на одной из них стоит одноэтажное деревянное здание с бюстом Ленина у входа - это структурное подразделение окружного Дома детского творчества.
В посёлке живёт более ста детей в возрасте от пяти до 18 лет, ходят в этот дом каждый день, особенно в ансамбль русских народных инструментов «Жаворонушки». Им руководит педагог дополнительного образования Людмила Будуева. Кстати, детский фольклорный ансамбль, да ещё и русских народных инструментов - явление редкое среди учреждений дополнительного образования. Для этого сейчас нужна воля.
«Заниматься музыкой очень дорого, раньше две струны стоили 60 руб., сейчас одна 160 руб., а в ансамбле струнных инструментов 10, - сетует Людмила Михайловна - Учебное пособие стоит 1000 руб., вот выпросила у депутатов ксерокс, размножаю материалы. Лучше, если инструмент у ребёнка будет дома, но и это недёшево. За участие в конкурсах платим, на поездки деньги ищем».
Ансамбль создан в 2005 году, сразу же своих воспитанников и дирижёр, и концертмейстер, и педагог Будуева повезла слушать музыку в филармонию, обязательными стали посещения Органного зала и музея им. Врубеля. В Новой Станице иначе стали проходить фольклорные праздники, приуроченные к датам народного календаря. Говорят, такой Масленицы, как тут, нет нигде!
Поддерживают Дом творчества в посёлке депутаты и спонсоры, хотя, наверное, тот же пустующий спортзал можно было сдавать в почасовую аренду и зарабатывать на этом. Сейчас в помещении стоит гулкая тишина, от концерта к концерту его используют как склад.
Поможет сертификат?
В июле 2018 года в Госдуму были внесены законопроекты, как цитируют СМИ, «направленные на расширение выбора и заинтересованности родителей в поиске дополнительного развития для ребёнка». Речь идёт о сертификатах на оказание госуслуг в допобразовании.
Правительству кажется, что и негосударственный сектор тоже стал силой, способной взять на себя часть функций и качественно работать в этой сфере. По подобным сертификатам работают уже несколько лет в семи регионах. По сути, создаётся новая система финансирования - персонифицированная. Родители могут получить так называемый сертификат на сумму до 20 тыс. руб. Он позволит покрыть расходы на посещение их детьми секций и кружков из определённого перечня.
Кстати, весной в Сургуте разгорелся скандал: многим хотелось, чтобы их ребёнок попал в кванториум. Родители за сутки занимали очередь, чтобы получить заветный сертификат. Сейчас создана очередь, и единственный способ получить эту меру поддержки - подождать, пока освободится место. Критики новой системы усмотрели в этом опасность - опять будут финансироваться популярные и модные направления. Если ребёнку нравится ходить в кружок или секцию - она будет поддержана, если ему не к душе - секция не получит и гроша. Хорошо, если ты специалист по вокалу, ну а если ты готов передать свои знания по нумизматике, например, или по разведению аквариумных рыбок? Также этот документ распространяется на детей в возрасте от 5 до 18 лет, что же делать группам раннего развития? Это не нравится мамам малышей.
Немного побаиваются персонифицированной системы финансирования в малых городах и посёлках. Население в таких поселениях тает, детей становится меньше, покроет ли расходы на обучение ребёнка такой сертификат?
Беспокоиться с мая по сентябрь
Татьяна Чаповская |
«В учреждениях дополнительного образования занимаются около 80 тыс. омских школьников и детей дошкольного возраста, что составляет 71% от общего числа, - сообщает начальник допобразования и оздоровления городского департамента образования Татьяна Чаповская. - Если ребёнок поступает на общеразвивающие программы, возраст не так важен. По этим программам часто учатся не только малыши и подростки, но и взрослые. Практически с мая родители уже начинают беспокоиться о том, куда пойти ребёнку заниматься. Продолжается приём в сентябре. Дети могли за каникулы поменять интересы и желания, может быть, появились новые возможности у родителей.
Никаких тестов не проводится, вступительные испытания нужны лишь для того, чтобы оценить уровень подготовки. Дети зачисляются с пяти лет, но мы видим, что популярными становятся направления раннего развития».
«Мы на пенсию, а дверь на клюшку?»
Александр Калашников |
«Внутри мы более или менее поддерживаем порядок в Доме творчества, а снаружи - у нас нет ни сил, ни средств, - говорит руководитель структурного подразделения «Новая Станица» Дома детского творчества Ленинского округа Омска Александр Калашников. - Сама площадка дома должна быть огорожена, но денег нет. Бывал на семинарах, разговаривал с коллегами, жалобы одни и те же. Педагогов нет, здания запущены, всё разрушено. Нам нужны преподаватели, а набрать их не можем. Не рекомендовано брать совместителей, хотя это бы нас спасло. Мы уже пенсионеры - уйдём, кто здесь работать будет? Молодёжь не идёт, зарплаты маленькие.
Нам говорят, развивайте научно-техническое направление, мы двумя руками за, условия есть. Но за компьютеры без лицензионного софта нас накажут. Любая проверка докажет, что у нас есть нарушение норм законодательства».
Проблема поиска
Дмитрий Рудаков |
«По статистике на нашем сайте, родители чаще всего ищут для детей секции футбола, гимнастики, занятия по подготовке к школе, плаванию и танцам. Подобрать кружки и секции в зависимости от возраста и места проживания ребёнка омичам помогает наш портал. Он был создан два года назад и объединяет на своей платформе всевозможные учреждения и организации, которые занимаются внеурочной деятельностью школьников и проведением дополнительных занятий. Есть адрес, время работы, расписание занятий, стоимость и фото. Размещена информация не только о муниципальных учреждениях, но и о частных организациях, – рассказывает руководитель проекта «После уроков» Дмитрий Рудаков. – Кроме того, на сайте есть информация о событиях, которые обычно игнорируют СМИ - это открытые занятия, показательные уроки, дни открытых дверей, посетив которые, можно получить информацию о предлагаемых занятиях для детей».
Кстати
В большинстве стран такого явления, как дополнительное образование, нет. В Швеции подобные учреждения называются «домами свободного времени». Такие организации предоставляют скорее услугу эмоциональной разгрузки. Зато в ряде азиатских стран, ориентирующихся на инновационное развитие экономики и достигших в этом направлении грандиозных успехов (так называемые азиатские тигры - Южная Корея, Тайвань, Китай), сейчас активно развивают систему внешкольного образования, считая её одним из главных ресурсов модернизации.
В Сингапуре допобразование имеет отличное от иных определение - «совмещаемое обучение», то есть подчёркивается, что оно происходит одновременно с основным. И оно суперобязательное, как посещение уроков.