Примерное время чтения: 20 минут
830

В помощь гуманитариям: Как в 2015 году изменилась процедура сдачи ЕГЭ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ в Омске 08/04/2015
10 000 человек выпустят в этом году омские школы.
10 000 человек выпустят в этом году омские школы. / Александра Горбунова / АиФ-Омск

Досрочная сдача единого госэкзамена уже началась и продлится до 24 апреля. Однако изменений, как в приёмной кампании 2015 года, так и в самой процедуре сдачи ЕГЭ с избытком. Оправдывает ли себя набившая всем оскомину система государственной аттестации или она уже давно трещит по швам, раз изменения ей всё-таки необходимы?

Учимся сочинять

Первым сюрпризом этого учебного года в, казалось бы, устоявшихся правилах ЕГЭ стало утверждение сочинения как допуска к ЕГЭ. В итоге получилось, что 323 омича из 9 689 региональных 11-классника с испытанием не справились. По сути, это только 3,3%, однако не стоит сбрасывать со счетов некую лояльность в проверке сочинений.

Елена Куприянова

– Это совершенно нормальный прогнозируемый результат, – считает Елена Куприянова, руководитель департамента дошкольного, общего, дополнительного образования министерства образования Омской области. – Такой формы итогового сочинения не было давно, поэтому волнение понятно и объяснимо. Сочинение – дело непростое, тем более что в этом году на подготовку было несколько месяцев. Ребятам на будущий год будет уже проще.

Также выпускникам дали ещё два шанса на исправление промахов – второй раз сочинение переписывали в феврале. На данный момент за бортом остались около 30 школьников, они готовятся к пересдаче – третья и последняя попытка написания сочинения намечена на 6 мая. Если она закончится провалом, то этих ребят к сдаче ЕГЭ просто не допустят. Как им жить дальше со справкой об образовании, тоже непонятно.

Потребность в сочинении как одной из форм аттестации или допуска к ней была абсолютно ясна ещё 10 лет назад, когда прошлое поколение школьников «пытали» пробным ЕГЭ. Никто из чиновников от образования никогда не отрицал, что грамотно излагать свои мысли должен уметь любой человек. И ситуация в 2005 году была прямо противоположная – непривычная форма тестирования вызывала у детей больше вопросов, чем стандартное сочинение. За 10 лет на тесты школьников натаскали весьма неплохо, но вот как складывать слова в предложения, а предложения в связный текст они, по всей видимости, подзабыли.

Из почти что 10 000 выпускников 8 341 выбрали профильную математику. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Поблажки для гуманитариев

Над математикой в этом году тоже провели эксперимент. Стенания гуманитариев наконец-то были услышаны, и предмет разделили по уровням – базовый и профильный. Иными словами, для получения аттестата можно было сдать базовый уровень по математике на 3 балла, но в вузе при поступлении на профильную специальность этот результат уже не предъявишь. Из почти что 10 000 выпускников 8 341 выбрали профильную математику, 6 980 – базовую, то есть многие решили сдавать и ту и другую, чтобы увеличить шансы на поступление. Такой вариант тоже возможен.

Валентин Фоменко

– Задача школы в том, чтобы учащийся вышел за её стены, каким бы ни был, – объясняет Валентин Фоменко, ответственный секретарь приемной комиссии ОмГУПС. – И они стараются создать ему меньше проблем, чтобы человек сдал базовый уровень, который будет оцениваться по пятибалльной шкале. Для вуза установлена100-балльная шкала по математике, то есть набрать нужно минимум 27. На всех днях открытых дверей мы объявляли абитуриентам: надо сдавать именно профильный уровень, если хочешь поступить в вуз. Хотя, конечно, с базовым уровнем математики можно пойти на СПО.

Учителя к разделению математики по уровням относятся положительно.

– На мой взгляд, профильная математика какой была, такой и осталась, ощутимые изменения видны только в части базовой, – комментирует Наталья Брец, учитель математики БОУ «СОШ №63». – Задания не сложные, и чтобы решить на тройку, нужно верно выполнить всего три задания. Мне кажется, что сдать математику стало намного легче, но это опять же влияет на уровень. Дело ведь не только в том, чтобы просто сдать и получить свою тройку, но ещё и в том, чтобы поступить в университет на бюджетное место. С базовым уровнем он ни в СибАДИ, ни в ОмГТУ не поступит. Это, к сожалению, ещё не все осознали.

Сами выпускники к нововведениям хоть и привыкли, но нервничать не перестают:

Василиса Морозова

– Самый большой страх – не набрать достаточного для поступления количества баллов, – рассказывает выпускница Василиса Морозова. – Особенно по химии – мне кажется, это один из самых сложных экзаменов формата ЕГЭ. Я готовлюсь поступать в ОмГМА, там очень высокий проходной балл. Нововведения для нас, школьников, не были большой неожиданностью, написать сочинение зимой было несложно. Легче или труднее будет писать математику, я пока не знаю. Но я уверена, что если хоть немного её знать – аттестат получишь точно.

На мой взгляд, профильный уровень математики на экзамене написать будет легче, так как мне привычно решать сложные задания. В этом есть небольшая проблема – пока нас готовят к решению задач на профильном уровне, базовый потихоньку стирается из памяти.

Демографические ямы

Приёмные комиссии в вузах также устанавливают свои правила игры. Основное изменение в том, что в этом году в первую волну будут зачисляться 80% лиц, которые предоставили оригиналы документов об образовании, а во вторую волну – оставшиеся 20%. Иными словами, выпускникам, чтобы не «пролететь», рекомендуется определиться, в какой вуз они подадут оригинал документов.

Анатолий Полынский

– У меня ощущение, что абитуриенты действуют в силу некоторой инерции, – комментирует Анатолий Полынский, проректор по учебно-методической работе ОГИС. – И в последние два-три года сложилась ситуация с двумя волнами, когда мы зачисляли, условно говоря, основную волну 4 августа, а потом приёмная комиссия сталкивалась с двухдневной тишиной. Это время, когда абитуриенты смотрели лучшую позицию в том или ином вузе, так как есть возможность подачи документов в несколько вузов одновременно. Сейчас же 80% будут зачислены, а те, что были с более высокими баллами, но ориентированы на прошлогодние установки, останутся в числе незачисленных. Теперь существует два условия – высокие баллы и наличие оригинала документа об образовании. И если он их не принесёт, он может из второй волны выпасть.

Второе нововведение – это учёт вузами индивидуальных достижений. Однако как именно их учитывать?

– Никаких норм прописано не было, поэтому многие вузы пошли по простому пути, начисляя один балл или десять, – объясняет Валентин Фоменко. – Предоставил сочинение – начислили, не предоставил – не начислили. Минус в том, что выпускники прошлых лет это сочинение не писали. В принципе, они могли написать сочинение, но для этого им надо было обратиться в центр тестирования. В связи с новыми правилами мы можем индивидуальные достижения не учитывать. В феврале были выпущены рекомендации по разработке порядка учёта индивидуальных достижений. Мы обязаны в течение суток после приёма заявлений передать все данные в федеральную информационную систему – то есть успеть и проверить все сочинения. Как правило, есть понятие «пиковые волны», когда поток абитуриентов большой, и люди в приёмной комиссии с трудом успевают перерабатывать все эти дела, а тут добавится оценка индивидуальных достижений, как сочинение.

Вузы будут учитывать индивидуальные достижения учащихся. Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Помимо сочинений к индивидуальным достижениям относятся аттестат с отличием и сдача норм ГТО. Хотя с последним пунктом тоже проблемы. Приём ГТО действует только в восьми регионах, то есть люди опять оказываются в неравной ситуации. Плюс вузы сами могут прописывать определённые достижения у себя. Например, участие в конференциях, олимпиадах регионального уровня.

Рокировки происходят как с количеством бюджетных мест, так и с количеством выпускников этого года. Демографические ямы, к слову, успешно закрываются абитуриентами из Казахстана. Анатолий Полынский отмечает:

– Мы уже привыкли к демографической яме, она существует не первый год, но периодами преподносит свои сюрпризы. Например, возросла востребованность нашего образования среди абитуриентов из Казахстана. Там есть свои собственные проблемы в связи со сдачей у них аналога ЕГЭ – ЕНТ. Условия сдачи жёсткие, и процент несдавших высок. Поскольку у нас в России эти абитуриенты пользуются правом сдавать внутренние вступительные испытания в вузах, то часть выпускников школ и колледжей приезжают за образованием в Россию. Раньше было около 4-5%, в последние годы около 7-8% поступивших к нам в вуз – граждане Казахстана. Из других стран СНГ тоже встречаются, но меньше. Межгосударственное соглашение предоставляет равные права гражданам трёх республик – Казахстан, Киргизия и Белоруссия – при поступлении в российские вузы. Белоруссия от нас далеко, Киргизия бедновата, чтобы до нас ехать, а Казахстан пользуется своими правами в полной мере.

В СибГУФК демографические ямы закрывают следующим способом – делают акцент на выпускников колледжей. Для них введены более лояльные вступительные испытания, то есть вместо 3-4 выпускники, имеющие среднее профессиональное образование, могут сдать одно испытание.

Демографические ямы сказались и на том, что цены на коммерческие отделения существенно повышать не будут. К тому же они привязаны к нормативному финансированию, а позиция минобрнауки такова, что сколько денег они дают на обучение одного студента по одному направлению, то столько же денег можно брать за коммерческое место. Ещё один момент, когда в договор на платное обучение теперь вписывается полностью его стоимость за весь период обучения, и изменяться она может только на коэффициент инфляции и только один раз в год.

От редакции

Довольно забавный факт – ещё в прошлом веке многие страны Европы отказались от единого тестового экзамена. Даже Франция, страна, которая более 40 лет назад и стала основоположников такой системы, признала, что качество образования при такой проверке знаний резко падает. Единый экзамен с возможностью поступления в любой вуз страны ввели здесь в 1967 году, а отменили уже в 1970 году, так как уровень образования снизился на 40%. В эти же годы отказались от тестов в Западной Германии по этим же причинам. Сейчас в этой стране в вузы принимают по смешанной системе. Как и во Франции, практикуется записной принцип, а популярные специальности проводят традиционные вступительные экзамены. От единого тестирования отказались многие европейские страны. К началу 1980-х годов система перестала действовать в Италии, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Швеции, Финляндии…Россия по привычке повторяет путь Европы, правда, с небольшим отставанием на несколько десятков лет. Хотя, может быть, наше ЕГЭ всё-таки станет исключением и после череды бесконечных нововведений крепко встанет на ноги.

Нововведения в сдаче ЕГЭ появляются каждый год. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Кстати

Одна из самых интересных систем поступления в вузы – в Америке. Единый экзамен здесь тоже имел место, но в конце 90-х годов прошлого века он перестал быть обязательным. Сейчас здесь нет единой системы выпускных и вступительных экзаменов, отсутствуют единые требования к абитуриентам как таковые. Каждый вуз набирает студентов по своему усмотрению. Тестирование проходят по желанию, а в вузы поступают на основании портфолио. Выпускник направляет в высшее учебное заведение пакет документов – аттестат о среднем образовании, рекомендации учителей и даже церкви, которую он посещал, грамоты, похвальные листы, свидетельства о победах в олимпиадах, творческие работы… В портфолио также можно (но необязательно) положить сертификат тестирования, который будет лишь дополнительным бонусом, но не более. Причём американское тестирование отличается от российского. В США проверяют не уровень подготовки по предметам, а способность человека к обучению. Тесты состоят из двух частей – логической (задачи на сообразительность) и вербальной (работа с текстами). То есть тесты не проверяют знание конкретных дат или определений. Человек может не помнить точную информацию, но при этом уметь мыслить.

Мнения

Сергей Канунников

Сергей Канунников, министр образования Омской области:

Нынешнее поколение выпускников от прошлого ничем не отличается – все они хотят сдать ЕГЭ, и сдать его хорошо. Нововведения появляются каждый год, это хорошо, потому что система совершенствуется. Эта форма итоговой аттестации адаптируется к российской действительности. Например, появился базовый уровень для сдачи математики – облегчённый вариант для гуманитариев. И около 1000 выпускников выбрали этот вариант сдачи. К слову, большинство детей всё же предпочли профильный уровень. Потребность в сочинении также оправдала себя, хотя, стоит признать, что в этом учебном году у учителей было недостаточно времени для смены ориентиров. Сочинение необходимо, нужно учить выражать свои мысли правильно. Русский язык в нашей стране, конечно, не в опасности, но к нему надо постоянно обращаться, чтобы дети знали, как на нём правильно изъясняться. Да, на данный момент осталось около 30 человек, которые не смогли написать сочинение, но есть уверенность, что 6 мая они с ним всё-таки справятся – с выпускниками дополнительно занимаются учителя.

Сами педагоги сходятся во мнении, что плюсы в ЕГЭ, конечно, есть, но и недоработок хватает.

Земфира Баркова

Земфира Баркова, учитель русского языка и литературы БОУ «СОШ №63»:

– Сам по себе единый государственный экзамен – это неплохо. Он даёт возможность выпускникам из провинции поступать в те вузы, в которые они желают. Омск ведь тоже провинциальный город, однако с введением ЕГЭ наши выпускники в большем количестве стали поступать в ведущие вузы страны Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с этим есть и некоторое снижение общей образованности. До введения ЕГЭ для поступления в высшее учебное заведение ребята сдавали порядка восьми выпускных экзаменов в школе для получения аттестата, а потом ещё и вступительные экзамены в вузе. Можно было говорить о всесторонней образованности выпускников. А ЕГЭ изменило эту ситуацию, ученики выпускных классов часто в ущерб остальным учебным предметам готовятся углублённо к сдаче тех экзаменов, которые необходимы для поступления. То есть, по трём-четырём, реже по пяти учебным предметам.

С точки зрения психологии, ЕГЭ – это, прежде всего, стресс.

Ольга Курагина

Ольга Курагина, психолог, преподаватель кафедры педагогики СибГУФК:

– Сдача любого экзамена, как и любая ситуация оценивания – это стресс. Даже в фильме про Шурика фраза «экзамен, профессор, для меня всегда праздник!» звучит иронично. Стресс – это не капризы нашего организма, а древний адаптационный механизм, служащий для мобилизации сил в случае воздействия на него неблагоприятными факторами. Причём для организма не имеет значения, положительный это стресс (например, свадьба) или отрицательный (утрата близкого человека) – механизмы реагирования полностью идентичны. Для мобилизации сил школьники и испытывают стресс при сдаче экзаменов. Однако при предыдущей системе образования, предполагающей выпускные школьные и вступительные вузовские экзамены, стресс был дозирован. Выпускной экзамен влияет на оценку в аттестате, и на этом всё. При переходе на новую ступень образования аттестат больше не имеет значения. С ЕГЭ всё гораздо сложнее. Это, фактически, два экзамена в одном. Степень ответственности, и психологическое давление тоже больше в два раза. Особенно в случае, когда родители и педагоги, желая максимально серьёзного отношения выпускника к ЕГЭ, каждый день напоминают ему о последствиях неудачной сдачи. Ресурсы психики велики, но подростки менее устойчивы в психологическом плане, поэтому периодически появляются сообщения в прессе о суицидах до и после ЕГЭ. Что делать, чтобы предотвратить такой печальный исход? Во-первых, готовиться заранее, чтобы подобные задания стали привычными, а формулы и правила засели в голове до автоматизма. Также необходимо учитывать правила запоминания и забывания. Наиболее эффективно учится осмысленный материал, который следует повторять через час и через сутки после прочтения для переведения информации в долговременную память.

Денис Павленко

Денис Павленко, режиссёр:

На мой взгляд, ЕГЭ – ещё большая трата нервов выпускников, чем обычные экзамены. Зачем устрашать школьников? Напоминает тест IQ, который разбивает людей на категории по системе баллов. Я считаю, что обычная старая система: два обязательных экзамена и один или два на выбор гораздо лучше – в этом проявляется индивидуальность. Что касается творческих людей, то им ЕГЭ в принципе не нужно, это я могу подтвердить на собственном примере. Актёрам или режиссёрам полезнее заниматься творчеством, а не убивать дни напролёт зубрёжкой математических формул – это отнимает силы, нервирует и вряд ли пригодится в будущем. Конечно, защитники ЕГЭ и особенно люди технических специальностей твердят о том, что математика развивает мышление и вообще это путь к познанию мира. Возможно, они правы. Но я не думаю, что актёр станет лучше играть, если усвоит несколько формул по алгебре или химии. И станет ли художник лучше рисовать, если просидит полгода за учебниками по школьным предметам?..

Вероника Куленченко

Вероника Куленченко, замдиректора БОУ «СОШ №63» по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы:

Я могу рассуждать о новых правилах не только с позиции административной, как заместитель директора, но и как учитель-предметник. Новые правила сдачи ЕГЭ предоставляют выпускникам большую вариативность, особенно это касается математики, сдача которой всегда была сложна для выпускников. Для ребёнка новые правила – это благо. Если он не намерен поступать на технические специальности, где значение имеет именно высокий балл, то ему, конечно же, проще сдать базовый уровень и просто получить аттестат, подтверждающий успешное усвоение стандартов. Ещё один плюс новых правил – все дети могут по желанию сдавать ЕГЭ досрочно без предоставления подтверждающих такую необходимость документов. Однако, в нашей школе все выпускники предпочли сдавать ЕГЭ в основные сроки, так как это даёт дополнительное время на подготовку. Что касается русского языка, то введена такая дополнительная форма допуска к итоговой аттестации, как сочинение, которое наши выпускные классы писали в декабре. И действительно, сейчас сочинение становится еще одной возможностью заработать дополнительные баллы.

Что касается литература, то она в последние годы воспринималась учениками, которым она не нужна для поступления, как факультатив. Я считаю, что такое отношение снижает общекультурный уровень людей, которые готовятся поступать в вузы. Например, выпускники, которые готовятся поступать, в медицинский институт, настроены сдавать химию и биологию. И идея того, что сдавать литературу не нужно, приводила к пренебрежительному отношению к этому предмету.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах