Бывает, в жизни предоставляется счастливый случай воплотить в реальность детские мечты. Так произошло и в истории нашего героя, который с детских лет мечтал стать артистом театра, но жизнь распорядилась так, что он стал учителем, а позднее – работником музея.
Сегодня директор Называевского историко-краеведческого музея Алексей Корнов рассказал, как совмещает две страсти в его жизни: любовь к истории и театр.
Сразу после школы в педагоги
Елена Табакаева, корреспондент «АиФ в Омске»: Алексей Евгеньевич, как вы стали учителем, ведь поступали в училище культуры?
Алексей Корнов: Я окончил исторический факультет Омского государственного педагогического института, но это было уже после армии. С первого раза поступить не удалось. Я пошёл на факультет, где был самый большой конкурс - 23 человека на место. В юношестве ведь амбиции зашкаливают. Не отчаявшись, что недобрал полбалла, я сразу же поехал поступать в училище культуры на режиссуру. Думал тогда: «Что я, стихотворение не прочитаю, что ли!?». И прочитал: «Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету…» – сразу взяли на режиссуру. Думал, год поучусь, и снова буду поступать на истфак.
Узнав историю моего поступления, моя классная руководительница, которая на тот момент перешла работать в гороно, без разговоров отправила меня на работу в Фомиху учителем немецкого языка и физкультуры, приказав: «Никакого училища!» А мы же были послушные, учителю не перечили… Так я стал педагогом.
-Творчество в вашей жизни присутствовало всегда. Так и не смогли отказаться от идеи стать актёром театра?
- Творчество всегда преобладало: ещё в школе я пел и плясал. Когда мне было 14 лет, Сергей Курышев взял меня в детский драмкружок. С этого времени я начал участвовать в драматических постановках. Первым был спектакль-сказка, с которым мы выступали в железнодорожном клубе, в ДК, давали представления в школах. Потом был спектакль «Петька в космосе», в котором мне так и не довелось сыграть по причине болезни.
А дальше у меня появились другие увлечения: спорт, лёгкая атлетика. В театр я вернулся в 1985 году уже после службы в армии, когда работал учителем. С того времени - почти каждый год по спектаклю, я сейчас себе просто не представляю жизнь без театра.
Это большая часть моей жизни, где ты проживаешь другие жизни. Театр вбирает в себя, может, и потому ещё, что ты, что-то не успев в своей жизни сделать, посредством театра достигаешь этого хоть как-то косвенно.
-Вы сыграли более 20 ролей. Можно ли выделить любимые, оставившие след в вашей жизни?
- Я бы выделил в первую очередь роль Андрея из повести «Живи и помни». Вспоминаю, как я погружался в образ своего героя… Это очень трагичная, тяжёлая, необычная, характерная роль, которая, безусловно, оставила свой отпечаток в моей душе.
Прощелыгу-дворянина, промотавшего всё состояние и пытавшегося удачно жениться, чтобы продолжить разгульную жизнь, сыграл в «Свадьбе Кречинского». Нельзя оставить без внимания и роль Ивана Сидоровича из «Лямур пердю, Иван Сидорович!». Там нужно было показать одиночество стариков. Режиссёр театра Юрий Авдеев гениально поставил этот спектакль.
Человек на своём месте
-Творческий человек, педагог… Что вас привело в музейную деятельность?
- Когда открывали Называевский историко-краеведческий музей, ещё в 1995 году я туда просился. Говорил: «Возьмите меня хоть методистом простым. Хоть один человек будет здесь с историческим образованием». Ведь в самом начале в музее трудились библиотекари, культработники и географ.
Только в 2005 году я стал методистом экскурсионно-массовой работы в музее. Мне нравилось организовывать экскурсии, общаться с детьми, это ведь та же самая школа. Когда я пришёл работать, здесь было всего 1500 посещений в год. За четыре месяца работы к этому числу я добавил ещё 2300 посещений.
Мы должны воспитывать детей, чтобы, когда они вырастут, сами ходили в музеи, картинные галереи, на концерты и водили своих детей. Поэтому творческий подход к работе - прежде всего.
Я купался в этом, упивался, собирал предметы, было интересно наладить какие-то новые отношения, у меня был просто всплеск эмоций! Он и сейчас остаётся. Также учу работать и своих сотрудников. Говорю своим девчонкам: «Когда хотите что-то сделать, делайте так, чтобы вам самим нравилось, чтобы вы упивались этим». Ведь в любой работе нужно находить удовольствие, чтобы на работу идти не как на каторгу, тогда каждый день будет счастливым. Я и детей своих так воспитывал.
- Ваша дочь пошла по стопам отца. Вам удалось привить Дарье любовь к истории?
- Моя дочь учится на историческом факультете. После первого семестра она мне говорит: «Оказывается, как же скучно учиться». Я ей ответил тогда: «Так ты займись чем ты хочешь, тем, что принесёт тебе удовольствие». Ну и девчонку понесло. Она начала петь, в профсоюзе участвовать, пошла в областной студенческий отряд. Она окончила курсы проводников, в какой-то снежный десант вступила. Чуть позднее стала комиссаром областного студенческого отряда, второй год ездит в проводниках, поёт и пляшет, всё успевает делать и учится на стипендию. Теперь она говорит моими словами: «Чем больше человек занят, тем больше у него свободного времени».
- Называевский музей сейчас насчитывает порядка 12 000 посещений в год. Здесь кипит жизнь. Можно ли сказать, что у музеев малых городов есть будущее?
- Конечно есть! Но только в том случае, если здесь будут работать заинтересованные и увлечённые люди, которые будут менять подход к своей работе, обновлять экспозиции. Не «вкл-выкл», как я называю, а будут жить своей работой. Мы должны воспитывать детей, чтобы, когда они вырастут, сами ходили в музеи, картинные галереи, на концерты и т.д. и водили своих детей. Поэтому творческий подход к работе – прежде всего. Программа должна быть интерактивная, чтобы дети могли потрогать руками, придумать какую-то историю, чтобы у них загорелось внутри, чтобы они привели маму с папой, бабушку. Тогда музеи будут жить. А если просто как хранилище, как архив – нет.