aif.ru counter
250

Как проходит «лямур». Спектакль по Шукшину признан экспериментальным

На межрегиональном фестивале «Неделя экспериментального театра» Гран-при получил спектакль Называевского народного театра «Сотоварищи».

Финальная сцена из спектакля про письма одинокого человека.
Финальная сцена из спектакля про письма одинокого человека. © / Юрий Авдеев / Из личного архива

Его режиссёр Юрий Авдеев рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», как нынче живётся артистам из народа и зачем нужны любительские коллективы.

Мало выучить текст

Наталья Корнеева, АиФ в Омске: Юрий Геннадьевич, как появился театр «Сотоварищи»?

Юрий Авдеев окончил режиссёрское отделение Алтайского государственного института культуры.
Юрий Авдеев окончил режиссёрское отделение Алтайского государственного института культуры. Фото: Из личного архива/ Юрий Авдеев

Юрий Авдеев: В мае1961 года отыграли спектакль «20 свадеб в один год» по пьесе Ю. Петухова. Его посмотрела комиссия из областного управления культуры, и 18 сентября 1962 года самодеятельному драматическому коллективу из города Называевска было присвоено звание «Народный». Это и считается днём рождения театра. Режиссёром стал талантливый Сергей Курышев. Представьте себе, театр из сибирской провинции под его руководством едет в Москву и на сцене Кремлёвского театра играет спектакль «Гордячка» по пьесе Тамары Ян! Потом опять же в столице, но уже на сцене театра имени Пушкина, показывает спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому.

- Это был прямо костюмный спектакль и в декорациях?

- Конечно! Для называевцев имя Курышева легендарное. Был он человеком дерзким, острым на язык, за что, видимо, и «съели». В народных коллективах наличие режиссёра очень важно, а когда Курышев уехал, театр рухнул. Были попытки его реанимировать, но, что называется, всплесками. Пока  не пришла Людмила Иванова, моя одноклассница и однокурсница. Сейчас она во главе всей Называевской культуры. И именно наш театр стал родо­начальником областного фестиваля любительских театров «Театральные встречи», которому нынче исполнилось 23 года, а летопись начинается со спектакля-победителя - «Пролетарская мельница счастья». Его мы поставили вместе с Людмилой Николаевной.

- Вы где-то подсмотрели  эту идею?

- Да. В 1995 году наш театр поехал на фестиваль «Театральная осень на Байкале» в Иркутск со спектаклем «Живи и помни» по Распутину. Время было непростое, зарплату не платили, в бюджете района дыра. Но Владимир Забрасаев, на тот момент глава района, пришёл, стукнул по столу и сказал: «Поедете! Пусть о Называевске ­узнает страна». 13 миллионов нашёл, в то время инфляция была жуткая.

- Выходит, человек понимал, что узнаваемость территории можно достичь и с помощью театрального коллектива… Бренд сейчас ищут, театр «Сотоварищи» мог бы им стать?

- Почему бы нет. О нас знают в России. В 2016 году мы стали «Заслуженным коллективом народного творчества РФ», а название «Сотоварищи» по-явилось в январе 2017 года.

Бить и целовать надо всерьёз

- Что в работе режиссёра было для вас сложным в то время, когда вы пришли в театр?

- Репетиции! Нужно было поломать представление артистов о самом процессе. Они ворчали: «Я слова выучу, дома перед зеркалом расскажу и достаточно». - «Ну уж нет, с выученным текстом вы не будете просто ходить по сцене, - сказали мы с Людмилой Ивановой. - Будете играть».

В театре ничего просто так не делают. Если ты целуешься, то целуйся, если бьёшь по лицу, то бей. В студенчестве отыгрывали такой этюд, в котором мне по лицу били 26 раз, чтобы добиться нужной эмоции.

- Есть же имитирующие приёмы…

- Это любительщина! Это репетируется на занятиях по сцендвижению - и то для того, чтобы отыграть гротесковый момент, или с детьми - не будешь же лупить по ребёнку.


В НАЗЫВАЕВСКЕ В ДЕНЬ ПРЕМЬЕРЫ АНШЛАГИ.


- Вы учились в Барнауле. Как вас родители отпустили в чужой город одного?

- Я всегда был самостоятельным. Сказал, что поеду в институт культуры, только не знал: то ли на актёра, то ли на режиссёра. Отец пошёл на ж.-д. вок­зал, спросил, сколько ехать до Барнаула. Был вечер, ему сказали, что будет ваш сын в Барнауле в 9.30. Всего-то ночь! Я и две мои одноклассницы (одна из них Людмила Иванова) сели в общий вагон, поехали. Полдесятого наступило, а Барнаула нет. Приехали почти через сутки, в 21.30, а у нас только адрес института на листочке. По­шли искать гостиницу.

Видим - красивое здание, по-английски написано. Не знали, что могут быть гостиницы для иностранцев. Двери стеклянные, автоматически распахиваются. Это сейчас они сплошь и рядом, а тогда в диковинку. Нашли вход, девчонки рухнули на диваны: устали. Я к администратору - переночевать хотим. Женщина на рецепшене была такая, как в карикатурах: бигуди, очочки. И мне на табличку указывает, а там классическое «Мест нет». И только ахнула, когда узнала, что мы одни, без родителей. Правда, ночевать пустила, стоил номер 2,5 руб. в сутки. Я потом за 15 рублей в месяц снимал квартиру.

- И вас сразу зачислили в вуз?

- Читал Михалкова «Кот Тимофей - открытая душа». Только первую строчку и произнёс. Спросили, знаю ли я, кто такой Станиславский, ответил - конечно. А Немирович-Данченко - это один человек? Я сомневался, ну раз спрашивают, ответил - один. А как они познакомились? Все знают, что это было в ресторане «Славянский базар». Накануне девчонки учили что-то такое, но из всего я запомнил только «базар». Я был наглым, поэтому уверенно ответил: «На базаре». Комиссия уже начала, что называется, «колоться». Меня взяли по большому счёту потому, что «штаны», парень. Сейчас всё по-другому, нужно всерьёз готовиться.

«Катастрофически театральная»

- У вас такие спектакли, что трудно назвать вас любителями. На фестивале вы отыграли «Лямур пердю, Иван Сидорович!» и взяли Гран-при…

- В основе - пьеса Олега Богаева «Русская народная почта», я её прочёл, и она меня не впечатлила. Говорят, её отыгрывал Табаков, но я той постановки не видел. Хотел давно поставить спектакль по рассказам Шукшина, выбрал «Три грации», «Сапожки», «Миль пардон, мадам» и «Бессовестные». Мне подумалось: а что если Богаева и Шукшина объединить? Написал инсценировку, месяца четыре мы репетировали.

- Название для русского уха необычное, как выбирали?

- Переводится просто: «Любовь проходит». Герой решил выучить французский язык, и это выражение его ужасно веселит. Это пожилой мужчина, которому хочется общаться, да не с кем. И он берётся писать сам себе письма: от старых приятелей, от главного редактора телевидения, от королевы Англии, а в конце и от клопов. Представляете, многомиллиард­ная планета, а люди одиноки.

- Ходят ли на спектакли люди в Называевске?

- В Называевске в день премьеры аншлаги. Для наших зрителей спектакль - событие. Они принаряжаются, это выход в свет. Публика у нас катастрофически театральная. По районам ездим. Наши поездки оплачиваются из бюджета района. Сами понимаете, мы на билетах там точно не заработаем. Я бы сказал, что мы ездим, как агитбригады из прошлого. Не хочу говорить пафосно, но мы пропагандируем искусство.

Досье
Юрий Авдеев родился в Называевске, окончил режиссёрское отделение Алтайского государственного института культуры. С 1990 по 2000 годы - учитель Называевской средней школы № 2, затем специалист информационного отдела администрации Называевского района. С апреля 2000 года - редактор газеты «Искра», директор (редактор) ГУ «Редакция газеты «Наша Искра», главный редактор БУ «Редакция газеты «Наша Искра». Член совета редакторов районных газет. Режиссёр театра «Сотоварищи».




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Как прикрепиться к медицинскому учреждению по месту жительства?
  2. Достаточно ли знака «инвалид» для парковки автомобиля на спецстоянке?
  3. Наказывают ли велосипедистов за нарушение ПДД?
  4. Как подготовить бизнес-план для участия в конкурсе?
В Омске начался месячник по благоустройству. Вы пойдёте на субботник?