Историю о том, как выпускник омского медицинского института спас в ГУЛАГе от смерти писателя Варлама Шаламова, расскажут омичам в Центре изучения истории Гражданской войны. Исторический архив Омской области представляет уникальный историко-документальный выставочный проект «Спасти Человека».
Колымский рассказ «Домино»
Андрей Пантюхов стал прототипом главного героя нескольких «Колымских рассказов» писателя Варлама Тихоновича Шаламова. У каждого из них был свой путь в ГУЛАГ. Шаламов был немного старше. Он родился в 1907 году, а Пантюхов в 1912-м. Сел писатель раньше, в 1929 году. Андрея Маскимовича посадили в 1934-м. У Шаламова два ареста и три срока, у Пантюхова один арест и два срока. Познакомились они в начале 1940-х годов, когда одного – зэка и доходягу – привезли в лагерную больницу Севлага близ пос. Ягодное Магаданской области.
В одном из «Колымских рассказов» Шаламов так описывает их встречу: «Санитары свели меня с площадки десятичных весов. Их могучие холодные руки не давали мне опуститься на пол. «Сколько?» – крикнул врач, со стуком макая перо в чернильницу-непроливайку. «Сорок восемь!». Меня уложили на носилки. Мой рост – сто восемьдесят сантиметров, мой нормальный вес – восемьдесят килограммов. Вес костей – сорок два процента общего веса – тридцать два килограмма. В этот ледяной вечер у меня осталось шестнадцать килограммов, ровно пуд всего: кожи, мяса, внутренностей и мозга. Я не мог бы высчитать все это тогда, но я смутно понимал, что все это делает врач, глядящий на меня исподлобья». Рассказ называется «Домино». Он был написан в 1959 году.
«Когда мы говорим об Андрее Пантюхове, без всяких метафор, если бы не Пантюхов, то мир бы не узнал великого писателя Шаламова, хотя я историк и не люблю сослагательного наклонения, - говорит куратор проекта «Спасти Человека» доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Юлия Кантор. - Шаламов бы погиб в лагере. Пантюхов вылечил доходягу, доплывающего, если пользоваться лагерным жаргоном, зэка и дал ему направление на фельдшерские курсы. Только благодаря этому Шаламов выжил».
Грамота для зэка Дальстроя
Андрей Максимович Пантюхов родился в большой крестьянской семье в 1912 году в деревне, ныне это Новосибирская область, в селе Покровка. Учился в омском медицинском институте на лечебно-профилактическом факультете. В день защиты диплома был арестован и осужден на три года по ст. 58 ч. 10 за контрреволюционную деятельность. Он только сказал, что колхозы – это не всегда так радужно, как пишут в газетах. Арестован он был по доносу, помимо него в тот день были арестованы ещё четыре человека.
Осуждён Пантюхов в первый раз на три года, однако в 1938 году ему добавили ещё десять лет.
Во время пребывания в заключении Пантюхов работал врачом в лазаретах Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря, после – в больницах на приисках Дальстроя (Главного управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР). Удивительное дело, но у Пантюхова есть грамоты за трудовые успехи в те годы, ещё известно, что коллектив больницы, где работал врач-зэка, обращался с ходатайством о его условно-досрочном освобождении.
В 1947 году его отпустили, уехал он на родину. Там женился, но против такого брака дочери была настроена её мама. Семья уезжает в Павлодар, где Андрей Максимович будет врачевать всю свою оставшуюся жизнь, он приобретёт колоссальный авторитет и уважение у жителей области. В 1956-1957 годах его реабилитируют. Уйдёт в мир иной доктор Пантюхов в 1983 году. На его похороны придёт огромное количество народа. Он переживёт своего друга Шаламова всего на год. Тот уже будет известным писателем, правда, главным образом, за рубежом.
Кстати, Шаламов долгое время считал Андрея Пантюхова умершим от туберкулёза, об этом есть упоминание в том же рассказе «Домино». Однако в 1961 году, к общей радости обоих, Варлам Тихонович узнаёт, что его доктор жив и здоров. С тех пор между ними завязалась переписка. Они встречались в Москве.
Колыма - не место страха, а место памяти
Историко-литературный проект «Спасти Человека» – это выставка. Многое предоставлено семьёй доктора Пантюхова, которые передал его сын Евгений Андреевич, он же побывал на открытии экспозиции. Также экспонируются личные вещи и книги из семейной библиотеки. Помогли воссоздать студенческие годы доктора сотрудники нынешнего омского медвуза и Госпиталя для ветеранов войн.
Среди уникальных источников – документы из архивного уголовного дела А.М. Пантюхова, хранящегося в УФСБ России по Омской области, и рассекреченные в марте 2019 года материалы следственного дела из архива УМВД России по Магаданской области. В Историческом архиве Омской области хранится личное дело студента Андрея Пантюхова, оно также представлено на выставке. Здесь можно увидеть уникальные книжные издания, в том числе – первое советское издание «Колымских рассказов» из фондов Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина. Зал оформлен дизайнерами Омского технического университета, использована чёрно-белая цветовая гамма, стенды оформлены в виде домино. Опять же отсыл к одноимённому рассказу.
Насытили помещение не только визуальными образами, но и предметным рядом. Если речь идёт о лагере, то вот вам и бушлат, он же ватник, а раз герой у нас – врач, то быть на выставке место экспонатам настоящего эскулапа. Инсталляцию с подлинными предметами помогли собрать в мемориальном музее-заповеднике истории политических репрессий «Пермь–36». Кстати, это самый последний лагерь, где отбывали срок по политическим статьям. Закрыт он был в 1989 году.
«Благодаря этой выставке нам хоть чуть – чуть, хоть на йоту удаётся опровергнуть трагическое изречение Анны Ахматовой «Хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список, и негде узнать». Слава богу, списки открываются, а имена возвращаются. Одно из таких имён, вернувшееся в на омскую землю, это имя Андрея Максимовича Пантюхова, выпускника омского медицинского института, - говорит Юлия Кантор. - Когда задумывался проект, я понимала, что имя человека, ставшего героем нескольких «Колымских рассказов», спасшего зека - доходягу Шаламова, это имя должно вернуться на омскую землю, где его студенческие и нравственные пенаты. Когда проект стал развиваться и чуть позже, когда мне стали задавать вопросы, а почему такой федеральный проект реализуется не в Питере, не Москве, а в Омске, то я отвечу. История – наука точная, в отличие от литературы, память крепко связана с местом события. В данном случае Омск – это не случайное место».