В августе яхта «Сибирь» отправится в плавание из Омска в самый северный населенный пункт России – посёлок Диксон. Новое плавание яхты готовится совместно с Омским региональным отделением Русского географического общества в преддверии 300-летия нашего города. Сергей Щербаков, капитан «Сибири», рассказал о том, как он пришёл в этот спорт, как проектировал собственное судно и какие испытания его ждали в кругосветках.
omsk.aif.ru: Чем вы занимались до того, как вплотную занялись яхтенным спортом?
Сергей Щербаков: В 1974 году я закончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне ОмГУПС – Ред.), выучился на инженера-электрика по специальности «Автоматика и телемеханика, вычислительная техника». Потом работал по специальности на заводе Баранова в отделе новой техники с числовым программным управлением. После чего отслужил срочником в армии в ГСВГ (группа советских войск в Германии – Ред.). После отработал пять лет в ОНИИС (сейчас ОНИИП – Ред.). Потом отслужил ещё 20 лет до 1997 года, ходил на баржах, полковник запаса.

Уйти в запас или поставить крест на путешествиях
– А как вы пришли в парусный спорт?
– Я начал заниматься парусным спортом с 1964 года в детской спортивной школе. До службы стал мастером спорта Советского союза. В дальние спортивные плавания ходил, участвовал в гонках Омской области. Вообще, самое первое путешествие было в 1965 году: пацаном ходил на парусных яхтах от Омска до Ольховки, за Черлаком на границе с Казахстаном. И мы, как бурлаки, тащили яхты, потому что ветра не было.
В 1997 году вышел в запас, нужно было выбирать: в 45 лет выйти на пенсию, уйти в запас или продолжить служить и поставить крест на всех морских путешествиях. Выбор я сделал в пользу морских путешествий.

– А что дальше?
– Летом 1997 года ушли на яхте, 15 октября пришли в Санкт-Петербург. Там нас встречал председатель петербургского парусного союза. Затем 1 июля 2000 года ушли в кругосветку, а 4 сентября я попал в первую ледовую ловушку. Стартовали с речного вокзала, туда же и вернулись ровно через 15 месяцев. Судно строили 10 лет с 1987 года. Я его сам проектировал. Всё – сами, без какого-нибудь финансирования. Просто команда одержимых людей, объединенных целью построить яхту и дойти до Ленинграда. Это было целью жизни.
– Как удалось самостоятельно спроектировать целое судно?
– Прежде чем проектировать яхту, я 23 года занимался парусным спортом и получил там большие знания и практику хождения под парусами. Кроме того, у меня техническое образование: электронная автоматика и телемеханика, навыки черчения. Также дополнительно прошёл кораблестроительные дисциплины, изучил аэродинамику, гидродинамику. Но я их изучал и когда сдавал экзамены на яхте на рулевого. Экология, теория корабля, теория паруса. Я это все изучил, можно сказать прошёл кораблестроительный институт экстерном, но не сдавал, естественно, никаких экзаменов, так как самостоятельно изучал. И этот способ более эффективен: или тебя заставляют что-то учить, или сам изучаешь. Ведь нужно так спроектировать корабль, чтобы ошибки не было, чтобы нигде не перевернулись.

В конце 1987 года было ещё плавание от Омска до Тобольска. После завершения ко мне подошел один из старейшин и предложил построить яхту. Команда была из шести человек. Пока 10 лет строили «Сибирь», остался только один из первоначального состава. Кто-то не верил, у кого-то изменились ценности, двое женились и один умер. Но приходили новые люди. Главный принцип был – кто строит, тот идёт. Главная цель – поход: дойти от Омска до Ленинграда. Но за 10 лет у нас все изменилось, мы начинали строить, когда страна была коммунистическая, а завершали строительство, когда в стране строили капитализм. И Ленинград стал Санкт-Петербургом... Но цель была достигнута ценой неимоверных усилий, но это цель жизни. Когда её достигли, с одной стороны появилась удовлетворенность, гордость, а с другой – пустота.

Каждый поклялся – в море никогда
– Когда появилась новая цель?
– Она возникла почти сразу, уже через месяц. Когда завершали путешествие, каждый поклялся, что в море – больше никогда. Страшно. Месяц отдыхали. Решение приняли пойти в кругосветку. Идея уникальная – безостановочная беззимовочная кругосветка. До тех пор никто еще за историю на яхте за одну навигацию северный путь не проходил. Это невозможно было. И раз нельзя в одну навигацию пройти, предложил пройти две трети на восток, до Берингова пролива. А потом там всё замерзнёт, а мы на юг, в Тихий океан. В этот момент обходим земной шар, пересекаем Атлантику и возвращаемся в Мурманск следующей навигацией. 1 июля из Омска стартовали, а 30 сентября сюда же вернулись. Кругосветка замкнулась где-то через 405 дней.
Главное препятствие – отсутствие средств. Всё сделали с чистого листа, не было ни копейки – все люди помогли. Тогда нас в кураторство отдали Валентину Третьякову, он был первым заместителем губернатора. Он собрал всю промышленность нашу и контролировал, чтобы нам помогли – с миру по нитке. Мы смогли реконструировать яхту, мачты заказали. Кругосветка стоила миллионов десять.

Путешествие получилось драматичным. На Урале чуть не сорвались в ущелье. Перед Кадьяком (американский остров у южного побережья Аляски – Ред.) попали в жестокий шторм ночью, полностью опрокинулись – обе мачты упали, один человек выпал за борт. Волна была метров десять, ветер – 30 метров в секунду, такой ветер обычно раз в несколько лет приходит в Омск – деревья опрокидывает, крыши срывает. Нас перевернуло через нос. Могли бы подать сигнал SOS через спутник в систему глобального спасения на море, но даже мысли не было нажать на кнопочку, потому что обычно людей спасают, а судно оставляют. Сами спаслись, дошли до острова Кадьяк и в небольшой бухте починили, что могли. Там нам помогли, заварили мачты за два дня. Затем послали сигнал SOS, первым откликнулся губернатор Ханты-Мансийска. Кадьяк – зона замерзания, поэтому продолжили ремонт в Сиэтле, восстановились, потом – в Сан-Франциско, там как раз были штормы. Потом – Галапагосские острова, Атлантика. В Европе опять в шторм попали, но нас не перевернуло, хоть и волны были по 6-8 метров. Хвостом зацепило, запороли двигатель. В Португалии починились. В Мурманске уже киль правили. 5 сентября замкнули точки, кругосветка была завершена.

– После такого испытания не пропало желание путешествовать?
– Нас перевернула десятиметровая волна, но мы знали, что в районе мыса Горный бывают волны по 20 метров. Захотели вокруг Антарктиды и Арктики проплыть, и ещё между ними. Это путешествие было запланировано на 2012 год. И нам нужна была новая яхта. В 2006 году закончили её проектирование, длина – 30 метров, ширина – 4 метра. Но не находились инвесторы для исследования Арктики. А ведь там расход на содержание в тысячу раз меньше, чем на атомный ледокол. Уникальное экспедиционное судно с уникальными характеристиками.
Тогда не нашли денег на кругосветку, но меня пригласили на другое судно практически с такими же характеристиками. Его проектировали в Питере, в корпусе одна мачта. На этой яхте я обошёл вокруг Арктики, Антарктиды, пересёк от Арктики до Антарктиды. Стартовала экспедиция из Сочи осенью 2011 года (кругосветка была посвящена олимпиаде). Я присоединился к экипажу в Исландии. Меня пригласили в качестве боцмана и штурмана. Арктика, Исландия, Шпицберген, земля Франца Иосифа, Северная земля, мифическая земля Санникова. По прогнозам нужно было идти не на юг, а на север, что мы и сделали. Остров Диксон, Тобольск, Новороссийск, Салехард, Ямбург.

Первый разряд – вместе с женой
– Когда стоит отказаться от плавания? Есть какие-то традиции или приметы?
– В понедельник не надо выходить, на Западе считается, что в пятницу, особенно если пятница 13-е. Мы на всякий случай не выходим и в понедельник, и в пятницу. Ещё когда на воду выходим, бутылку разбиваем о борт. Но обычно природа сама предостерегает. Выходишь из порта – всё против тебя, преодолеваешь, возвращаешься вновь и вновь, не получается отплыть. Тогда лучше подождать следующего дня.
Мы, кстати, прошли Бермудский треугольник, нас не засосало в опасную трясину. Там тёплое течение, возмущения, грозы, метановые пузыри поднимаются со дна диаметром в несколько сотен метров. Когда такой пузырь лопается, ты оказываешься на глубине в эту сотню метров. До путешествия я этого не знал, и если бы узнал, то не пошёл бы в Бермудский треугольник.

– В команде все такие же опытные, как и вы?
– Нет, есть в нашей команде и молодые ребята, по 15-18 лет. Главный принцип: есть желание – работай. Каждый день нужно совершать хотя бы маленький шажок к своей мечте, движение. Сейчас вот «Зелёным островом» занялись, идут огромные преобразования, работает яхт-клуб.
– Для детей тоже есть секция?
– Каждый год набираем по 100-150 детей, многим нравится заниматься, кто-то возвращается, ну а кто-то – нет. Я сам начал заниматься с 12 лет, мой внук Витя – с восьми, сейчас ему девять. А младший внучок уже в полгода в штурвал вцепился. Я считаю, в 9-10 лет можно начинать.

– Как относятся близкие к затяжным и опасным плаваниям?
– У меня большая семья, три внука. Я занимаюсь парусным спортом пятьдесят один год, женат сорок два года. Семья и боится, и гордится, и переживает. Жена в молодости со мной ходила. Первый спортивный разряд мы вместе выполняли. Потом появились дети, кому-то нужно с ними оставаться, теперь – внуки.
Кругосветка бесплатно. Турист из Омска без денег обогнул земной шар
Омский путешественник добрался из Омска до Таиланда за три месяца
Кривое зеркало страны. Какой он, наш Омск, глазами иностранцев?
Австрийский велосипедист-экстремал уже проехал мимо Омска