Примерное время чтения: 12 минут
3425

1917 год. Никто не хотел уступать

Лето 1917 года. Всё пока что накануне. Через год имущие мирно демонстранты встретятся уже в окопах Гражданской войны.
Лето 1917 года. Всё пока что накануне. Через год имущие мирно демонстранты встретятся уже в окопах Гражданской войны. Омский Центр изучения истории гражданской войны

В этом году исполняется сто лет революционным событиям 1917 года, которые покончили с монархией в России, перевернули всё с ног на голову, заставили весь мир говорить о русских, что воюют друг с другом, брат идёт на брата, неистово истребляя веру и святость семейных уз. Это потом в романе «Белая гвардия» Михаил Булгаков напишет про 1918 год, что он был «велик и страшен». Кажется, началось всё это гораздо раньше.

«Пальнём-ка пулей в Святую Русь»

Сто лет назад Россия перестала быть страной царской и буржуазной. Омск, как и все провинции великой империи, узнал о февральской революции уже после отречения царя и передачи власти Временному правительству. Встретили события в Сибири с большим энтузиазмом, на улицы вышли с красными бантами в петлицах и под красными знамёнами. Никто и не думал о том, что скоро этот цвет будут называть «кровавым». Переворот в октябре 1917 года также особо на жизнь горожан не повлиял. Как рассказывает главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области, доцент ОмГТУ Дмитрий Петин, Омск тогда был дальней провинцией, это был бюрократически-казенный. И как писали в ту пору, в городе не надо вечером включать фонари, улицы освещались за счёт мундирных пуговиц. Серьезные проблемы начнутся уже с Гражданской войны, с прихода Временного Сибирского правительства, прибытия адмирала Колчака и огромного количества военных и беженцев. В 1917 году в Омске проживало 100-120 тысяч жителей.

«За власть Советов», В. Стамов, 1980-е. Красное дерево. Из фондов музея им. М. Врубеля.
«За власть Советов», В. Стамов, 1980-е. Красное дерево. Из фондов музея им. М. Врубеля. Фото: личный архив/ Наталья Корнеева

В первом гимне революции пели – «вставай, проклятьем заклеймённый». Что ж за проклятье было причиной революций? Кандидат исторических наук, доцент Омской юридической академии Светлана Величко, изучая труды выдающегося российского социолога первой половины ХХ века Питирима Сорокина, который был непосредственным наблюдателем и современником событий в России, пишет, что философ называет первопричиной недовольства властью голод. Хлебные бунты начались в Петрограде с февраля 1917 года и постепенно лозунги «Хлеба!» и «Мира!» сменились на «Долой самодержавие!» и «Да здравствует республика!».

«Если говорить о предпосылках революций, то надо начать с нерешённых социальных проблем, с провала аграрной реформы, - рассказывает Дмитрий Петин. - Крестьяне были недовольны, люди бросали дома в деревне, шли в город, где так же жили не в лучших условиях. Добавлю к этому поражение в Русско-японской войне, затем неудачи на фронтах Первой мировой. Ура - патриотичные настроения были в 1914 году, к 17 году мир был уже другим. Нарастала борьба партий, их задача была хотя бы пошатнуть трон. Это было, как ком. Кстати, в учебниках истории стали говорить о революциях 1917 года, как о неком линейном процессе, то есть стали соединять Февральскую и Октябрьскую, как бы одна перетекла в другую. Но надо помнить, что почва была разная. В первом случае это либерально - буржуазная демократическая революция, вторая была совершена социалистами во главе с Лениным».

«Ходоки у Ленина», П. Терентьев, 1938 г. Дерево. Из фондов музея им. М. Врубеля.
«Ходоки у Ленина», П. Терентьев, 1938 г. Дерево. Из фондов музея им. М. Врубеля. Фото: Из личного архива/ Наталья Корнеева

Кстати, философ Василий Розанов писал, правда о феврале 1917 года, что «Русь слиняла в два дня. Самое большее - в три... Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей. Не осталось Царства, не осталось церкви, не осталось войска, не осталось рабочего класса».

Исследователь из Новосибирска Владислав Кокоулин пишет, что «с Октябрьской революцией сибирский обыватель не связывал никаких надежд или ожиданий. Объяснить это можно тем, что, по - видимому, в сознании обывателя Октябрьская революция практически не отразилась – пришедшие к власти большевики рассматривались как один из вариантов революционных властей 1917 г. Учредительное собрание также оказалось за пределами событийного горизонта сибирских горожан и крестьян. На них свалились совсем другие проблемы – поиски продовольствия, товаров и топлива по стремительно растущим ценам, квартирные трудности для беженцев, безработица, растущая преступность. Но после перехода власти к Советам в Сибири стало распространяться ожидание о том, что скоро придут «революционеры-большевики», они отберут у «буржуев» всё и разделят поровну, никто не будет сопротивляться, поскольку есть Красная гвардия, и все заживут сытой жизнью».

«На Колчака», И. Наседкин, 1967 г. Холст, темпера. Из фондов музея им. М. Врубеля.
«На Колчака», И. Наседкин, 1967 г. Холст, темпера. Из фондов музея им. М. Врубеля. Фото: Из личного архива/ Наталья Корнеева

Однако и этим мечтам не суждено будет сбыться. Эйфория первых месяцев после переворота в Петрограде, которая породила небывалые прежде ожидания, сменится к весне 1918 года общим настроением, которое можно выразить ёмкой формулой: «Лишь бы не было хуже».

В Омске о революции говорят из Дома Колчака

В канун 100-летия революции Октября 1917 года в Омске на базе Центра изучения истории Гражданской войны состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, которую организовали министерство культуры Омской области, Исторический архив Омской области и Омский государственный технический университет. В Омске Центре изучения истории Гражданской войны знают очень многие, он располагается в колоритном историко - архитектурном памятнике, который в народе зовётся «особняком Батюшкина» или «Домом Колчака». И хотя многие ассоциируют его с музеем, но это на самом деле – это научный исследовательский центр, выставочная и интеллектуальная площадка омских историков-архивистов,. Его появление было одобрено федеральной Комиссией по противодействию фальсификации истории (окончила работу в 2012 г.).

«Нас ассоциируют с выставочной площадкой, и действительно выставки занимают большое количество нашего рабочего времени, - комментирует главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны Дмитрий Петин. - Но, кроме того, Центр – это точка познания. Мы изначально, когда открывались, говорили о том, что можем помогать в плане практической генеалогии. Первым человеком, обратившимся к нам с просьбой отыскать данные о своём отце, стал артист ТЮЗа, до недавнего времени заведующий труппой театра Игорь Владимирович Абрамов. Известно было, что отец И.В. Абрамова служил офицером в Белой армии, потом в эмиграции сотрудничал с японскими властями, за что в 40-50-е годы отбывал наказание в СССР. О судьбе этого человека Центром был снят историко-публицистический фильм «Владимир Абрамов: путь белого офицера». Он есть в свободном доступе. Такая деятельность нашего Центра носит интегрирующую функцию. Мы больше пишем, изучаем, публикуем, проводим конференции. За каждым нашим словом стоит источник, мы не делаем выводов, не подтвержденных документально, и за слово своё отвечаем».

Начальник архивного управления министерства культуры Омской области Галина Растягаева и главный архивист центра изучения истории Гражданской войны Дмитрий Петин на конференции.
Начальник архивного управления министерства культуры Омской области Галина Растягаева и главный архивист центра изучения истории Гражданской войны Дмитрий Петин на конференции. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

70 лет в России воспевали красных, потом, в 1990-х годах российское общество превратилось в фанатов белого движения. Как пел в своей песне Александр Градский «маятник качнётся, сердце замирает, что кому зачтётся, кто ж об этом знает». Сейчас этот маятник удалось привести в равновесие и случилось это благодаря науке. В Омске историк из Санкт-Петербургского университета Александр Пученков рассказывал, что лет 15 назад ещё бывали «побоища» учёных, были те, кто воспринимал себя в качестве «белых». И те, кто грезил идеалами почившей советской власти. «Сейчас, мне кажется, общество стало исцеляться от беды Гражданской войны. Через сто лет в среде профессиональных историков начало царить взаимное уважение. Это хороший знак», - отметил научный деятель.

Зачем Омску памятник Тимирёвой?

Есть у историков и архивистов боязнь того же, что случилось со столетием Первой мировой войны. В 2014 году было интересно говорить о событиях вековой давности, но сейчас о ней все забыли снова. Прошла юбилейная дата, и не вспоминают о ней. Хотя это была трагедия для всех стран Европы. 2017 год – трендовый для России. Наверное, о революции и Гражданской войне будут много говорить ещё лет пять, Советская власть победила на территории всего государства окончательно к 1922 году.

«Это самый непростой и болезненный период в истории страны, - говорит Дмитрий Петин. – Даже Великая Отечественная война воспринимается спокойнее, потому что это была война с внешним врагом. Но когда шло самопожирание общества – это совсем другое. Ещё сказывается на сознании людей некачественный информационный продукт. Я имею в виду современный кинематограф – лишь бы продать фильм в прокат у нас готовы снять что угодно».

Летом 2017 года социологи ГЭПИЦентра-2 провели опрос омичей. Их интересовало, согласятся ли горожане на установку памятника адмиралу Колчаку. 55 процентов ответили, что нет. Тогда гендиректор «12 канала», председатель Омского отделения Российского военно-исторического общества Александр Малькевич, предложил некий компромиссный вариант. Правда, вызвав бурю возмущений. Он «за» то, чтобы установить в центре города скульптуру гражданской жены верховного правителя Анны Тимирёвой возле загса Центрального округа. По сути, рядом с особняком Верховного правителя. Она должна была бы символизировать беззаветную любовь женщины к мужчине. Причём, в образе Тимирёвой должна бы была изображена актриса Елизавета Боярская, сыгравшая Анну в блокбастере «Адмирал». Историки дружно выступили с критикой, и, кажется, отстояли свою позицию.

Восковая фигура адмирала Колчака была изготовлена в мастерской московского художника и скульптора Михаила Нестерова.
Восковая фигура адмирала Колчака была изготовлена в мастерской московского художника и скульптора Михаила Нестерова. Фото: Из личного архива/ Наталья Корнеева

По моему мнению, кинокартины, подобные «Адмиралу» сегодня – отмечает главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны Максим Стельмак – нельзя назвать историческими, поскольку они показывают зрителю упрощенную картину прошлого. Политические фигуры представлены либо в только положительном, либо сугубо отрицательном виде, что не способствует истинному пониманию, а лишь формирует новые ложные стереотипы.

«Я думаю, что такой памятник не должен появиться в нашем городском пространстве, - комментирует Дмитрий Петин. - Я считаю, что идёт спекуляция на истории и имёнах исторических персонажей. Я их не оправдываю и не идеализирую, но эта идея больше заставила общество кипеть и бурлить, поднялся информационный шум, который опять разделил общество на два лагеря».

Экспозиция Центра изучения истории Гражданской войны представлена взвешенно и лаконично и даже, как утверждают даже искушенные столичные экспозиционеры, стильно. В Центре постарались соблюсти баланс. Но, как отмечают сотрудники Центра, посетители, иногда всё же бывают недовольны. Некоторые приходят и говорят, что в экспозиции нет Корнилова, Каппеля, других белогвардейцев. А есть, кто приходят и говорят, что вам бы не помешало добавить большевиков. Отдельные же посетители центра, наоборот, познакомившись с экспозициями омских архивистов, даже высказали пожелание о необходимости в России памятника Льву Троцкому. Но экспозиционно - выставочный план Центра изучения истории Гражданской войны поставлен равновесно: половина тематических витрин про красных, половина – про белых.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах