Уместно ли вообще сегодня говорить о качестве услуг в торговле, общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве? Может быть, время перефразировать народную мудрость: не до жиру – хоть бы что-нибудь купить подешевле.
Иного мнения Людмила Королькова, возглавляет омское областное общество защиты прав потребителей. Ещё будучи заместителем главы Октябрьского округа, она курировала соответствующий сектор в окружной администрации. А с выходом на пенсию продолжила знакомое дело уже в качестве общественника.
Смотрите ценник
Людмила Королькова |
– Конечно, государство как бы самоустранилось от решения этих проблем, – говорит Людмила Васильевна. – С другой стороны, раньше не было такой роли общественных объединений, как сейчас. Сегодня никто, кроме нас, наши права не защитит.
omsk.aif.ru: – Но разве общественники могут приходить в магазины и фирмы с проверками, как это делает, к примеру, Роспотребнадзор?
Людмила Королькова: – Функции у нас иные, но мы тоже можем проводить различные проверки. Например, очень часто омский покупатель сталкивается с тем, что суммы на ценнике и в кассовом чеке отличаются. Закон в данном случае на стороне потребителя. Он должен оплатить товар именно по той цене, которая указана в ценнике. У вас есть право требовать возврата уплаченной суммы на основании статьи 18 закона «О защите прав потребителей».
omsk.aif.ru: – Да, но для того, чтобы отстоять свои права, потребитель должен не только знать закон, но и быть настойчивым.
Людмила Королькова: – Следует признать, потребителю сложно ориентироваться в правовых вопросах. Предприниматель, напротив, знает все законы, которые влияют на уровень его доходов. Но кто вам может запретить обратиться за советом в одну из общественных организаций по защите прав потребителей? Их в Омске несколько. Вот вам недавний пример. Семья омичей купила холодильник, а он через какое-то время вышел из строя, при этом закончился гарантийный срок его эксплуатации. В магазине покупателям сказали, что товар из Польши, предъявлять претензии надо к производителю товара, а лучше сразу отдать холодильник в ремонт. Так покупатели и поступили. Лишь потом, обратившись ко мне, узнали, что потребитель может в течение двух лет предъявить претензии к качеству товара, даже если гарантийный срок истёк и это производственный брак. Вернуть товар можно не только производителю, но и продавцу.
Загадочное меню
omsk.aif.ru: – Какие жалобы потребителей преобладают в Омске в последнее время?
Людмила Королькова: – Если брать нарушения на потребительском рынке товаров и услуг, то на первом месте сфера ЖКХ. Это примерно 69% всех жалоб. Остальные обращения связаны с торговлей. Нарушений, конечно, масса. Даже там, где меньше всего этого ожидаешь. Что говорить об общественном питании? Недавно я лежала в больнице. Казалось бы, человек лечится и должен знать максимальную информацию о качестве своего питания. По закону в меню обязаны указать состав, энергетическую ценность и другие показатели блюд. Ничего этого я не обнаружила за всё время пребывания в больнице.
omsk.aif.ru: – Омская область выглядит хуже или лучше других регионов по качеству предоставления услуг?
Людмила Королькова: – Не хуже и не лучше. Процентное соотношение всех жалоб у нас примерно одинаковое с соседними регионами. Но везде ситуация в сельских районах значительно хуже, чем в городах. Недавно был телефонный звонок из села Поморино Москаленского района. В этом населённом пункте один-единственный магазин. По словам жителей, они недовольны качеством обслуживания. «И как мы можем пожаловаться в тот же Роспотребнадзор, – говорят они, – если после наших жалоб закроют единственный магазин, вообще некуда будет ходить за покупками». Просят приехать, разобраться. А у нас тоже проблема – машины нет, чтобы доехать до этого села.
Верить ли в рейтинги?
omsk.aif.ru: – В небольших населённых пунктах действительно сложно бороться за качество услуг. Но ведь в больших городах у покупателей всегда есть выбор.
Людмила Королькова: – И в этом смысле наша организация если и не может напрямую воздействовать на предпринимателей, то имеет полное право на формирование общественного мнения. После одной из проверок к нам обратились с претензией, мол, после того как вы озвучили своё мнение в прессе, у предпринимателя якобы упали доходы. Я отвечаю: «Извините, наш общественник просто высказал своё мнение, он имеет на это право». То есть даже на высокие цены люди могут в какой-то степени воздействовать.
omsk.aif.ru: – Сейчас очень много общественных организаций и фондов, которые составляют рейтинги якобы надёжных предприятий. Надо ли доверять таким рейтингам?
Людмила Королькова: – Главный критерий – бесплатность такого рода процедур. Зайдите на сайт того или иного фонда и посмотрите, на каких условиях они составляют свои рейтинги, есть ли у них система денежных взносов, и можно ли отозвать диплом, если предприятие перестало отвечать качеству предоставляемых услуг.