Примерное время чтения: 16 минут
291

Омичей приучают к книгам: Как встретил регион Год литературы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Омске 11/03/2015
Омичам прививают любовь к чтению.
Омичам прививают любовь к чтению. / Александра Горбунова / АиФ-Омск

В последнее время кажется, что все библиотеки и культурные учреждения региона наперегонки изощряются в способах привлечения населения к чтению. Разнообразных акций не счесть – начиная от ночи с Достоевским в «Пятом театре» и заканчивая Гоголем в обнимку с чёртом, которые… встречают посетителей Крутинской библиотеки. Только вот посетителей на всех литературных перфомансах в большинстве случаев по пальцам пересчитать. Что поможет возродить культуру чтения в Омской области? И какой результат принесёт Год литературы в регионе?

Омское ноу-хау  

Каждое утро среды в институте развития образования Омской области можно наблюдать странную картину. Ровно в 9.00 все, кто находится в вузе, от студентов до гардеробщиц и вахтёров, достают из сумок книги. Ровно на 20 минут институт напоминает  большую библиотеку. Почти на каждой аудитории висит табличка с надписью «Тихо! Мы все читаем». Случайные посетители рассматривают их с недоумением. И не удивительно – литературные 20-минутки – исключительно омское ноу-хау. Таким образом институт развития образования пытается возродить любовь к чтению. Также проходят здесь и литературные гостиные с участием омских поэтов. Что примечательно, участвующие в акции – это слушатели курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Иными словами – педагоги со всей области. Мария Казакова, проректор по организационно методической деятельности и внешним связям института образования Омской области, уверена, что педагоги посредством такой акции также начнут прививать любовь к чтению. А 20 минут – тот временной объём, которого достаточно для выработки привычки.

Например, Елена Пинькова, учитель биологии из Таврического района, уверена, что проблемы с чтением есть не только у молодёжи:

Елена Пинькова

– Педагоги в основном читают профессиональную литературу, а художественную берут в руки только на каникулах. Правда, я вот на эти 20-минутки всё равно приношу книги по биологии, но очень хочется взять «Мастера и Маргариту» – я эту книгу Булгакова только в студенческие годы читала. Такие литературные акции надо в обязательном порядке вводить во всех школах региона.

Что касается других учебных заведений, то региональное министерство образования предложило подхватить литературную инициативу. Правда, в ответ пока тишина. 

Аншлаг в библиотеку

Привить любовь омичей к чтению пытаются и с помощью литературных перфомансов. Некоторые из них довольно необычны. «АиФ в Омске» уже писал о том, как «Пятый театр» не так давно предложил всем желающим провести ночь с Достоевским, а литературный музей имени этого же писателя, устроил масштабную уличную акцию к его дню рождения. Тут стоит признать, что Достоевский с его омской историей и всем антуражем вокруг неё заслужил особо трепетное отношение к нему горожан (тем фактом, что «Фёдор Михалыч у нас сидел!» по-прежнему омичи почему-то страшно гордятся).

На улицах омска можно встретить даже Достоевского. Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Однако любят в Омске не только Достоевского. Любая годовщина, связанная с тем или иным поэтом или писателем, находит своё отражение в мероприятиях городских и сельских библиотек, а также музеях. Литературно-музыкальные гостиные – самая популярная дань памяти. Вот только проводятся они зачастую утром в будние дни и её основные посетители – группы школьников. Юлия Задорова, сотрудник литературного музея им. Достоевского, разводит руками: «Да, в 11 утра желающих мало. Понятно, что мало тех, кто сам встанет и пойдёт к нам слушать что-то. В основном это организованные группы с преподавателями. Тут уже задача учителя приучать к восприятию художественного слова подобным образом». До посетителей здесь пытаются достучаться всеми способами, так как современные читатели уже с трудом воспринимают тексты столетней давности. Однако через актёрскую игру, биографию автора этот интерес можно возродить. В конце концов, дети должны видеть и знать, что того же Лермонтова и Пушкина ценит не только школьный учитель литературы.

Не скучают и библиотеки – их сотрудники усиленно пытаются возродить любовь к чтению. Так, например, в Крутинке читателей на пороге встречает… Николай Васильевич Гоголь вместе с кузнецом Вакулой и самым настоящим чёртом. Таким необычным образом в посёлке открыли Год литературы. Акция для школьников по мотивам повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» проходит в Крутинском книжном центре под названием «Библиосумерки». Дело в том, что читателей сюда ждут после закрытия библиотеки. Гоголя здесь читают при свете свечей, а ещё пишут пером и даже гадают с ожившими героями произведений автора.

С новейшими технологиями в омских сёлах тоже дружат. И пусть Интернет в Тарской центральной районной библиотеке появился только в 2008 году, его значимость здесь поняли очень быстро. Татьяна Щербак, библиограф центра информации школьной академии отдела обслуживания читателей Тарской центральной районной библиотеки, рассказывает:

– Акцент нужно делать на инновациях, потому что увлечь ребёнка одной книгой не получается. Мы это поняли лет 10 назад. Хотя, конечно, не всю информацию можно найти в Интернете, и тогда дети приходят за поиском книг к нам. Плюс библиотека по-прежнему остаётся центром общения детей в небольших городах – куда им ещё идти после школы? А здесь и игровые комнаты есть, где можно со сверстниками поиграть, и книжку почитать, и за компьютером поработать. У нас на абонементе записано 5 900 человек, а детей в районе более 7000. Получается, что у нас практически всё подрастающее поколение, кроме младенцев.

В омских библиотеках книги тоже не пылятся. В некоторых из них даже очереди стоят – в этом нас клятвенно уверили сотрудники некоторых из них.

Людмила Коваль

– Я, наверное, счастливый библиотекарь, мы видим только тех, кто читает – люди ведь к нам приходят читающие, – говорит Людмила Коваль, главный библиотекарь областной библиотеки для детей и юношества. – Я не знаю, есть ли где-то ещё такие примеры, но у нас в библиотеке есть даже читательские очереди! Уникальный факт. Мы их даже фотографировали. Думаю, что это всё благодаря педагогам и родителям, которые понимают важность чтения для ребёнка.

Правда, интересы подрастающего поколения своеобразны – предпочитают брать в библиотеках книги про Гарри Поттера и о котах-воителях. Из классики это в основном Жюль Верн, Кир Булычёв, Конан Дойл и Александр Беляев.

В библиотеке им. Пушкина нам рассказали, что чаще всего из художественной литературы молодёжь берёт произведения Ремарка, Стивена Кинга, Гарсиа Маркеса. Из отечественных авторов предпочитают Михаила Веллера, Захара Прилепина, Бориса Акунина, Маргариту Южину. Часто приходят с определённым списком – так называемыми  «топами» произведений, которые должен прочитать каждый уважающий себя человек. В десятку входят те же Маркес, Ремарк, а ещё Ирвинг Шоу и Артур Хейли. Ещё спрашивают литературу, по которым создаются компьютерные игры, например, современную серию «Сталкер». Люди старшего возраста в основном читают детективы, правда, к Дарье Донцовой омичи давно остыли. Зато вырос интерес к книгам Ивана Бунина, Владимира Набокова, Оноре де Бальзака, Виктора Гюго.

Пушкин читает стихи омичкам. Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Награда – спектакль

Набирает обороты ещё два литературных движения среди омичей. Так, например, в городе стало модным проводить публичные лекции с последующим обсуждением книг. «Литературный клуб дяюшки Хэма», созданный обычными омичами, регулярно организует подобные встречи уже второй год подряд. Предварительный выбор книги для дискуссии обсуждается в соцсетях, после чего находится место – многие кафе города с удовольствием предоставляют свои площадки. На встречу приходят от 20 до 40 человек, и, что приятно, споры и рассуждения о книгах такие же жаркие, как в последнее время о политике. Хотя стоит отметить тот факт, что большой процент среди поклонников «Дядюшки Хэма» составляют исключительно гуманитарии и выпускники филфака.

Ребята из омского проекта «Достать чернил» также возрождают в омичах любовь к стихам и прозе. Причём они не только дают возможность прочитать свои произведения в рамках «Открытого микрофона». Скоро в регионе будет объявлен конкурс с весьма серьёзной наградой – лучший прозаический текст обещают взять за основу сценария для спектакля, который поставят на сцене «Пятого театра». В планах «Достать чернил» и съёмки клипов, и продвижение их в Интернете на канале YouTube, и популяризация творчества талантливых омских поэтов… Главное, чтобы всё эти ресурсы выходили за пределы внимания самих омских поэтов. Ведь объявленный Год литературы принесёт свои плоды только в том случае, когда на окололитературных мероприятиях в добровольном порядке можно будет найти парочку инженеров.  

От редакции

И как бы ни хотелось по привычной журналисткой традиции найти хорошую ложку дёгтя в бочке с мёдом, в случае с пропагандой чтения в Омске это оказалось практически невозможно. Стоит признать, что библиотеки, педагоги, сотрудники музеев на самом деле делают всё возможное, чтобы люди снова взяли в руки книги и стали читать. Причём идут в ногу со временем, например, «Пушкинка» недавно вообще провела конкурс селфи под названием «Instaчтение» – необходимо было сфотографировать себя с книгой в библиотеке им. Пушкина. Помогут ли подобные способы в освоении классики – покажет время.

Мнения

Сейчас в обществе существует не только проблема не только с культурой речи и чтения, но и с освоением любого вида искусства – в этом уверена Ираида Артамонова, доцент кафедры лингвистического образования Института развития образования Омской области, член Союза писателей России, поэтесса:

Ираида Артамонова

Нужно использовать любой шаг, который смог бы улучшить ситуацию с восприятием литературы. Единственная и труднодостижимая цель – повернуть интересы и нравственные позиции поколения в русло человеческих ценностей. Молодёжь у нас читающая, читают все, но проблема в том – что они читают? Сейчас многие увлекаются короткими жанрами, например, популярна сага. Нет, это не плохо, но немного тревожно. Конечно, нужно принимать во внимание веяния времени, стремительность сегодняшней жизни. Поток информации увеличивается, людям хочется читать быстрее. Нельзя забывать, что коммуникационная компетенция наших детей гораздо выше, чем у старшего поколения. Информацию они извлекают из разных источников, в частности, из более доступных – того же Интернета. Хотя классика своя позиции сохраняет – об этом говорят результаты исследования Санкт-Петербургский университет русского языка. Общая картина с проблемой чтения в стране хоть и не очень ровная, но и не страшная. Главное – пробудить в людях интерес.

Лариса Гольштейн

Лариса Гольштейн, актриса, заслуженная артистка России:

– В силу моей профессии мне всегда много приходится читать, в основном эта литература, связанная с работой. Хотя книги я очень люблю и все они довольно разные. В последнее время мне стала интересна современная литература, особенно английская. Мне кажется, что авторы очень своеобразно воспринимают сегодняшний мир вокруг себя. Из последних моих прочитанных книг, которая меня удивила и восхитила, – «Долгое падение» Ника Хорнби. Она о людях современных, и о молодёжи, и о среднем, и о взрослом поколении. О том, как они живут в этой человеческой суете, как не хотят жить и где находят в себе силы, чтобы бороться. Сила человеческого духа – это объект и нашей работы, это и привлекает меня в литературе. Разнообразные акции по возрождению у детей интереса к чтению необходимы. Да, всем школьникам мы эту любовь не привьём, но если хоть пара человек после какой-нибудь литературной гостиной прочитает книжку или выучит стихотворение – это уже победа.

Марина Аромштам

– Почему все думают, что библиотекари озадачены вопросом возрождения культуры чтения? – задаётся вопросом Марина Аромштам, писатель, педагог, автор популярных книг по воспитанию детей, главный редактор популярного сайта о детской литературе «Папмамбук». – Её не всегда нужно возрождать, её нужно создавать на ровном месте. Требования к культуре чтения изменились, как и люди, читающие книги. Нормальный взрослый человек в библиотеку сейчас не пойдёт. И это во всей стране так. Да и с чего человеку должно захотеться пойти в библиотеку, если он не школьник? Проблема детских библиотек встроена в решение проблемы детского чтения. В отношении взрослых людей ситуация несколько другая. Мы не можем сказать, что библиотеки для взрослых должны воспитывать у человека любовь к книгам. Это уже возраст, когда, что называется, поздно пить боржоми. Человек либо читает, либо нет. В психологии есть понятие сенситивного возраста, когда ребёнок открыт для усвоения того или иного навыка. Если он упущен, то мы столкнёмся со сложностями. Например, если ребёнок не заговорил до 2,5 лет, то у него проблемы с речевым развитием. Если ребёнка не приучить к чтению до 8-9 лет, то после это будет сделать сложнее. Но при этом раннее обучение не обещает превращения ребёнка в читающего или пишущего человека. Раньше библиотека воспринималась как место, куда взрослые люди приходили за книгой. Во времена СССР книг здесь было больше, чем в магазинах, да и почитать их можно было бесплатно. Сейчас функции библиотек меняются – они становятся не местом, где выдаются книги, а центром, где происходит что-то, связанное с чтением.

Александр Ремизов

Александр Ремизов, директор библиотеки им. Пушкина:

– У меня опасения, что любовь к чтению с годами утрачивается. Да и сама школьная программа выстроена так, что особой любви к литературе она не прививает. На мой взгляд, очень часто случается наоборот. Поэтому любовь к чтению нужно прививать не только молодёжи, но и культивировать её у взрослого поколения. Например, мы уже три года подряд устраиваем «Библионочь». В первый раз к нам пришло 1 700 человек, потом 4 000, а в последний раз – 5 500 посетителей. И это очень много! В конце концов, мы же не хоккейный стадион. И не бывает у нас по 5 000 человек в какой-то другой день, а вот в рамках акции «Библионочь» бывает. Поэтому нам приятно, что если люди в своё свободное время, в вечернее время идут в библиотеку и в разных формах знакомятся с книгами. Я верю в то, что когда человек узнал в библиотеке о каком-то интересном факте, то, вернувшись домой, он захочет узнать об этом подробнее. Например, услышал он о том, что был такой писатель Антон Сорокин и увидел у нас его сборник «Хохот жёлтого дьявола». Что за дьявол? Почему он жёлтый? Если человек заинтересовался и начал читать, то, значит, мы всё правильно делаем. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах