На первом осеннем заседании депутаты областного Заксобрания приняли к рассмотрению поправки в региональный закон «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции». Аналогичные инициативы выдвинула и группа депутатов Госдумы.
Бюджет не обеднеет?
– Поэтому бессмысленно лишать потребителей законного права выбора, что и где им покупать. Просто надо усилить разъяснительную кампанию и говорить людям, что мы не даём гарантии на безопасность такого рода напитков.
В кулуарах регионального Заксобрания также есть мнение, что запрещать «энергетики» полностью нецелесообразно. Проще было бы распространить на слабоалкогольные напитки нормы закона, действующие в отношении спиртосодержащей продукции. Тогда и бюджет не пострадает, и «энергетики» займут подобающее им место не в одном ряду с безвредной газировкой.
Тем не менее, за запрет «энергетиков» проголосовало 35 депутатов областного Заксобрания, и лишь трое воздержались. И главным аргументом большинства стали огромные объёмы потребления слабоалкогольных напитков в России.
Обгоняем Европу
Неутешительные данные приводит Вадим Морозов, руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере продажи алкогольной продукции областного Заксобрания:
– В Европе объёмы реализации «энергетиков» значительно уступают российским. Их продажу уже запретили Дания, Норвегия и Франция. В нескольких штатах США также нельзя торговать слабоалкогольными напитками.
Немаловажно, что инициатива полного запрета «энергетиков» первоначально пришла не от депутатов, а от общественных организаций.
– Когда мы говорим о слабоалкогольных напитках, необходимо, прежде всего, обращать внимание на тот вред, который они наносят здоровью омичей, а не оправдывать своё молчание интересами бюджетной политики, – уверена Наталья Неделько, сопредседатель общества «Трезвый Омск». – «Энергетики» – это яд, который просто замаскировали под газировку. И хотя влияние набора ингредиентов в этих напитках до сих пор не изучено, все понимают, что потребителю предлагают, мягко говоря, небезвредную продукцию. Потому и дизайн банок – броский и агрессивный – рассчитан на то, чтобы воздействовать на эмоции потребителей, прежде всего на молодёжь до 18 лет. Продажу «энергетиков» в нашем регионе нужно однозначно запрещать.
Пожалуй, самым убедительным доказательством этих слов можно считать мнение самих омичей. Рабочая группа Заксобрания уже собрала более 4 тыс. подписей горожан, выступающих против розничной продажи «энергетиков». И сбор подписей продолжается.