Примерное время чтения: 7 минут
723

Филантропы-бизнесмены. Легко ли быть социальным предпринимателем?

АиФ в Омске № 11 (719) 12/03/2014
Дома для одиноких стариков тоже могут приносить прибыль.
Дома для одиноких стариков тоже могут приносить прибыль. www.russianlook.com

Проекты социального бизнеса направлены на решение общественных проблем: трудоустройство инвалидов, многодетных матерей, оказание помощи старикам, работу с трудным подростками.

Но в отличие от благотворительности они должны приносить прибыль или как минимум самоокупаться. Поэтому смельчаков, готовых пойти на такой риск, немного.

Няня-воспитатель

​Елена Маркус, омская предпринимательница, сейчас с улыбкой вспоминает, как несколько лет назад начинала свой бизнес. Тогда его можно было назвать практически нелегальным. У себя на дому женщина организовала частный детский сад. Первыми её воспитанниками стали соседские мальчишки-близнецы.

– В то время частных детских садов ещё не было, и о том, чтобы получить лицензию на деятельность, речи вообще не шло, – вспоминает женщина. – Но я не сдавалась! Хотя на первых порах и прибыли-то почти не было – все деньги уходили на развитие бизнеса.

Уже через пару месяцев к Елене выстроилась очередь из мамочек с детьми, ведь слухи о доброй и весёлой домашней воспитательнице быстро разлетелись по округе, а мест в детских садах, как всегда, не хватало. Женщина арендовала помещение посвободнее. Сейчас Елена Маркус – хозяйка целой сети детских садов. Месяц назад открыла ещё одно учреждение, где дети будут заниматься живописью, посещать уроки английского языка; в штате работает логопед-дефектолог. Плата – 8 500 рублей в месяц.

АиФ
Желающих заниматься соцбизнесом немного.
– В других коммерческих детских садах и до 15 000 рублей просят, – говорит Ольга Дерябина, мама малыша. – Так что это ещё недорого.

Даже с учётом транспортных расходов, затрат на еду и плату за детский сад многим омским мамам экономически выгодно работать, а не сидеть дома с ребёнком. Когда подходит очередь в муниципальный детский сад, родители переводят своих детей туда.

Торговать проще

– Подобных детских садов в нашем регионе уже не один десяток. Например, в прошлом году, из 6,5 тысячи мест, которые открылись в Омске и области, 15% – это частные детские сады , – говорит Сергей Высоцкий, министр экономики Омской области. – Социальную инициативу предпринимателей мы готовы поддерживать. Те, кто решит открыть частный детский сад, могут рассчитывать на субсидию до 5 миллионов рублей.

Казалось бы, что может быть лучше: открывай бизнес на благо людей, зарабатывай деньги и получай поддержку от государства. Но не всё так просто. Например, к тем же коммерческим дошкольным образовательным учреждениям предъявляются высокие требования, поэтому не всем удаётся воплотить свою мечту.

– Я уже второй год пытаюсь найти помещение под детский сад, но в Омске таких нет, – рассказывает Валентина Григорова, омичка. – То не подходит по требованиям пожарной безопасности, то под СанПиНы не попадает. Нужно строить здания под детские сады и отдавать их в аренду предпринимателям. К тому же тех, кто готов заниматься вот таким, я бы сказала, благородным бизнесом, не так много. Ведь торговать проще, чем воспитывать детей. Это должны быть люди увлечённые, для которых на первом месте должно стоять дело, а потом уже прибыль.

Оставить след

Проблему очерёдности в дома престарелых в регионе тоже можно было бы решать с помощью частных пансионатов для пожилых людей. Но до последнего времени смельчаков, готовых заняться этой проблемой, не находилось. Но прошлым летом в деревне Пологрудово Тарского района частный пансионат для пенсионеров принял первых постояльцев. Омич Евгений Филиппов рискнул вложить свои накопления в незнакомый бизнес. Сегодня в пансионате живёт 20 человек.

На вопрос, почему именно такой – сложный, трудно приживающийся в нашей стране бизнес, Евгений удивлённо вскидывает брови:

– Ну а что – торговать? Был у меня автомобильный бизнес, накопил я определённые средства и решил вложить их вот в такое дело. В жизни надо добрую память о себе оставить.

От редакции: Сегодня власти региона активно внедряют различные формы поддержки социального бизнеса. К этому вынуждают обстоятельства. Очереди в детские сады и дома престарелых почти не сокращаются, не хватает рабочих мест инвалидам, необходимы приюты для трудных подростков… Государству уже не под силу тянуть эту лямку в одиночку. Так, может, пришло время воспользоваться тем, что предлагают?

Кстати
Несмотря на молодой возраст этого понятия (примерно 30 лет), социальное предпринимательство получило широкое распространение во многих странах мира. Сегодня в одной только Великобритании действуют почти 62 тыс. социальных предприятий с ежегодным оборотом в 24 млрд фунтов стерлингов, на которых трудятся порядка 800 тыс. человек. Из этих предприятий 19% работают с людьми с ограниченными возможностями; 17% – с детьми и подростками, 15% – с людьми преклонного возраста и 12% – с людьми с низким уровнем доходов. По недавним опросам, 45% жителей туманного Альбиона заявили, что занялись социальным предпринимательством потому, что тем самым хотели внести свой личный вклад в развитие местной социальной инфраструктуры.

То, что нужно омичам

– 2014 год станет для региона новым этапом в развитии социально-предпринимательской деятельности, – заверил Виктор Назаров, губернатор Омской области. – Областная власть и центр инноваций привлекают наиболее интересные мировые практики в решении социальных проблем для их дальнейшего использования в решении наших задач.

В апреле в Омске пройдёт Международный саммит лучших мировых социальных практик, а в октябре уже традиционный IV Международный форум социальных предпринимателей и инвесторов. Важнейшим способом выполнения возложенных на нас обязательств видим в максимальном привлечении инвестиций в социальную сферу. Там, где есть возможность развиваться частному бизнесу, участие государства должно уменьшаться.

Невыгодно?

Предпринимателям социальная сфера не кажется коммерчески выгодной и прибыльной. Поэтому мы думаем, как сделать так, чтобы им было интересно открывать собственный бизнес в этой сфере, – говорит Михаил Дитятковский, министр труда и соцразвития регионального правительства. – Практика показывает, что такие предприниматели находятся и достаточно успешно существуют на рынке услуг, например, в Москве, и Санкт-Петербурге. Но на первых порах поддержка государства необходима. Если говорить о Тарском частном пансионате, то он рассчитан на 50 человек. Граждане не в состоянии полностью оплачивать услуги по проживанию, поэтому сегодня там находится около 20 человек. Мы готовы частично компенсировать затраты гражданам на проживание в подобных стационарных учреждениях.

Эксклюзивыне проекты

– В 2014 году мы вводим новые компоненты социального предпринимательства: активней начинаем работать с муниципальными образованиями и внедрять международные компоненты в деятельность наших социальных предпринимателей. У нас не стоит задача массово создать проекты социальных предпринимателей по одной простой причине – это сделать невозможно, – считает Ирина Сербина, председатель омской региональной общественной организации «Центр инноваций социальной сферы». – Каждый проект – достаточно эксклюзивный продукт. Согласитесь, социальный предприниматель начинается там и тогда, когда он может мобилизовать свои ресурсы сам. Это стартовая позиция. Тем самым мы отличаемся от традиционного подхода – чаще всего старт в обычном предпринимательстве начинается с субсидий. По крайней мере, в Омской области анализируются ресурсы социального предпринимателя, которые у него есть на данный момент, и ресурсы, которые он ещё сможет привлечь. Конечно, это сложно, бывают ошибки и падения, но в омской модели заложен большой потенциал. Поэтому тот продукт, который получается в итоге, не может быть штамповкой. Тем и интересны проекты социальных предпринимателей, что они социальную нагрузку превращают в своё конкурентное преимущество. Сейчас возникла необходимость взаимодейтсвия с муниципальными образованиями.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах