Новогоднее настроение известный омский шоумен и ведущий Виталий Доля начинает искать ещё… летом. Достаёт мандарины, шампанское, включает новогоднюю музыку и пишет волшебные истории.
«Дедморозит» Виталий уже 12 лет, начиная со второго курса университета. С тех пор у него не было ни одного тихого домашнего Нового года. Но он не жалеет – мало с чем может сравниться чувство того, когда даришь людям сказку. Кстати, в 2004 году за Виталием закрепился статус лучшего Деда Мороза Омска. Только традиционный конкурс на тот момент почему-то провели в последний раз, а звание осталось. Новый год сейчас, что называется, совсем уж на носу. Как правильно подготовиться к главному зимнему празднику и как поймать мифическое новогоднее настроение?
Дерево с душой
Ольга Минайло, omsk.aif.ru: Виталий, у меня ощущение, что Новый год у омичей – понятие вневременное. Первые ёлки у торговых центров ставят в октябре, а убирают их вообще после 8 Марта. Это нормально? Ощущение праздника-то исчезает.
Виталий Доля: Согласен, у омичей в связи с этим появляется некий дисбаланс в восприятии праздника. Ёлка перестаёт казаться новогодним чудом, а это неправильно. Хотя вопрос спорный. Например, в этом году у «Каскада» установили ёлку такой красоты, что возле неё все постоянно фотографируются. Но лично я считаю, что раньше 1 декабря новогоднее дерево ставить не имеет смысла. Ёлки должны оставаться чудом, а не превращаться в картинку повседневности. Нельзя лишать человека ощущения чуда.
– Ты сам когда ёлку ставишь?
– На работе мы с коллегами поставили её 9 декабря, когда весь Омск перекрыли из-за эстафеты Олимпийского огня. Так как рабочий график был нарушен, мы целый день посвятили тому, что наряжали новогоднее деревце. Настоящее, не искусственное! Приходишь на работу и сразу чувствуешь – скоро праздник. Дома у меня ёлка, точнее, сосна, появляется в 20-х числах. Я тогда по ночам переезжаю с дивана под новогоднее дерево и сплю под ним. После череды новогодних корпоративов, которые я веду, очень важно подзарядиться ароматом хвои.
– Кстати, в этом году в Омске продают в два раза меньше ёлок, чем в прошлом. Где-то 50 тысяч деревьев вместо 100. Люди стали массово приобретать искусственные деревья. Странно как-то…
– Это палка о двух концах. Конечно, я за экологию, но какого чуда можно ждать от искусственного дерева? Да, оно красивое. Но ведь не пахнет. Неживое. Это всё равно, что домашнюю собачку заменить мягкой игрушкой. Души не будет, а ёлка должна быть с душой. То есть ты на неё смотришь, а она дарит тебе атмосферу Нового года. Твоего детства. И чтобы обязательно верхушка была в виде красной звезды, как в Советском Союзе. К сожалению, у меня не осталось игрушек из моего детства, поэтому скоро поеду на Хитрый рынок. Там столько этого добра накануне Нового года – и Деды Морозы со Снегурочками из прошлой эпохи, и игрушки советские…
Праздник – индикатор экономики?
– Виталий, ты сейчас новогодние праздники ведёшь почти весь декабрь и чуть ли не до середины января. Не устаёшь от того, что Новый год у тебя каждый день?
– Главное, чтобы на первой свадьбе в новом сезоне, а я её веду 11 января, вместо «Горько!» не крикнуть «С новым годом!» (смеётся). Нет, новогодние корпоративы – это приятный сон, который с удовольствием переживаешь снова и снова. В этом плане свадьбы вести намного сложнее. Во-первых, они круглый год идут, во-вторых, больше энергии забирают. На новогоднем корпоративе ты словно зажигаешь спичку хорошего настроения, а народ сразу подхватывает эту искру.
– Средняя зарплата омича… (задумывается). Да, наверное, в среднем столько и получается. Сюда же входит и праздничный стол, и подарки родным, близким. Хотя могу сказать, что в этом году люди подсознательно стараются экономить. Чувствуется, что люди боятся кризиса, чего не было два или три года назад. Корпоративы довольно скромные, причём не только в Омске, а во всей России. У нас ведь праздники – один из главных индикаторов экономического положения в стране. Экономику можно оценивать и по тому факту, сколько люди готовы потратить на отдых. Хотя народ у нас хорошо погулять любит при любом раскладе. Я недавно вернулся из Америки – ездил туда на семинар по индустрии развлечений. Смотрел, как американцы проводят праздники, свадьбы – с нашими не сравнить. Другие традиции, другой менталитет, другой бюджет – деньгами здесь не раскидываются. Праздник же в России – это всегда пир горой. Там всё… скромнее, но не по деньгам, а по душевности.
– Скажи честно, хотел бы в Америке работать?
– Нет. После Америки я отметил для себя, что как бы ни рвалась душа уехать из России, я останусь в этой стране. Во-первых, я занимаюсь любимым делом. Во-вторых, так, как гуляют в России, не умеют делать ни в одной стране мира. Хотя, конечно, хорошо там, где нас нет.
Стимул измениться
– Ты уже 12 лет на новогодние праздники перевоплощаешься в Деда Мороза. Первый свой Новый год в роли волшебника помнишь?
– Я с самого детства мечтал иметь костюм Деда Мороза, но первый раз мне удалось его заполучить на втором курсе университета. Это было начало «нулевых», никакой индустрии праздничных товаров не существовало. Костюм-то мне сшили, а вот с бородой возникли сложности – нигде найти её не мог. Поэтому моя первая борода была сделана на Ленинском рынке в сапожной мастерской. Из капроновых ниток. Смотрю сейчас на старые фотографии и думаю про себя: ну какое же чучело! Тогда в таком виде на ёлках в кинотеатре «Космос» я поздравлял детей с Новым годом. Через пару лет выиграл ежегодный конкурс на звание лучшего Деда Мороза. Почему-то тогда его провели в последний раз, так что статус закреплён за мной до сих пор. Сейчас думаю над тем, что можно попробовать возродить этот конкурс на следующий год.
– Что чаще всего вспоминаешь из «дедморозовской» карьеры?
– То время, когда я работал по вызовам и передвигался по городу не на машине, а на общественном транспорте. Возвращался как-то поздно вечером домой в маршрутке с одним подвыпившим мужчиной. Он стал просить поздравить его детей с Новым годом. Только подарка у него нет, а все магазины закрыты. У меня в мешке с подарками остались конфеты и мандарины, а так как он жил рядом со мной, я согласился. Вы не представляете, в каком шоке были мама и дети от такого сюрприза! Семья оказалась довольно бедной, жили они скромно. Тогда мне стало обидно, что не у всех есть возможность с размахом встретить Новый год, подарить своим детям подарок. Поэтому я им 1 января послал ещё набор конфет. Поздравлял эту семью три года подряд, а потом они переехали в другое место. Вот для такой семьи подарки от Деда Мороза – настоящее волшебство.
– Кстати, когда детям стоит говорить о том, что Деда Мороза не существует?
– Дед Мороз есть! Тот, кто говорит обратное, просто не верит в чудеса, и поэтому они с ним никогда не происходили. Я верю в Деда Мороза. Я его помощник (хитро улыбается). Кстати, я видел дедушку, когда был в Америке. Точнее, Санта-Клауса. Иду по супермаркету, а он мне навстречу. Копия новогоднего волшебника, но не артист. С настоящей бородой, какими-то нечеловеческими пухленькими ручками. Я был в таком щенячьем восторге, что подошёл к нему, поздоровался, подержал за руку.
– Ты знаешь секрет новогоднего настроения? Перед праздником люди массово начинают жаловаться на то, что его нет. А что вообще должно быть?
– У меня есть целая технология, чтобы поймать новогоднее настроение. Мы же сценарии на зимние праздники начинаем придумывать ещё летом. А как его написать, если на улице 30 градусов жары? Мы садимся с ребятами в офисе, включаем новогоднюю музыку, достаём мандарины и шампанское. И пытаемся поймать то самое состояние. Вот так и слушаем целый месяц новогодние песни и генерируем идеи. Поверь, после такого поймать новогоднее настроение в декабре – проще простого! Вот ёлка, вот снег, вот шампанское, вот друзья. Посмотрите на ёлочку, потрогайте её, почувствуйте, как она пахнет. Если уж совсем плохо, то вот мой совет – езжайте в Большеречье. Там каждый год открывают резиденцию Деда Мороза. Пообщайтесь с Дедушкой, погуляйте по лесу с глинтвейном в термосе, сходите в зоопарк посмотреть на бегемота – настроение вам обеспечено.
– Где сейчас чаще всего встречают Новый год омичи? В ресторане? На улице? Дома?
– Сейчас большую роль играет финансовая составляющая праздника. Но лично моё мнение – Новый год – домашний праздник. Когда я ещё не работал Дедом Морозом, то мы с семьёй садились за праздничный стол, гасили свет, смотрели концерт по телевизору и разговаривали. Теперь я обычно веселю людей всю ночь, а в шесть утра выхожу на улицу и иду… с друзьями в баню. Да, у нас тоже есть такая традиция. Кстати, 31 декабря в Омске в баню вообще попасть нереально. У нас, наверное, полгорода поклонников фильма «Ирония судьбы».
– Ты загадываешь желание под бой курантов?
– Обязательно! Бой курантов – единственный раз в году, когда я во время работы позволяю выпить себе бокал шампанского. Кстати, все желания у меня сбываются, потому что я в Деда Мороза верю! Ещё люблю наблюдать, как ведут себя взрослые люди во время двенадцати ударов. Кто-то пишет желания на бумажках и сжигает их, кто-то слушает гимн, кто-то достаёт подарки…
– Новый год для многих людей – новая страница в жизни. Насколько важно успеть закончить все дела в старом году?
– Это стереотип, который, на самом деле, является классным стимулом. Народ у нас суеверный. Начинает с Нового года худеть, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни… И 31 декабря для них – тот необходимый волшебный пинок. Лично я планы на предстоящий год не составляю – пусть всё идёт своим чередом. Это не значит, что я абсолютно всё успеваю сделать. Просто стимул изменить жизнь должен быть у человека не только перед Новым годом, а каждый день.