Особенностью главного финансового документа называют новый подход в формировании его основных параметров. Бюджет на предстоящее трёхлетие основан на наращивании собственного доходного потенциала, и уже 2018 и 2019 годы объявлены бездефицитными. При этом перенимаются приоритеты прошлых лет. Большое внимание будет уделено социальной сфере и обеспечению комфортной городской среды. Об этом читайте в материале «АиФ в Омске».
Дефицитный, но социальный
Документ собравшимся представила Инна Парыгина, директор департамента финансов и контроля. Доходная часть городского бюджета равна13, 535 млрд руб., расходная - 14, 313 млрд.
Инна Парыгина |
«Дефицит - 778 млн руб., что соответствует предельному значению в размере 10% от общего объёма доходов бюджета без учёта безвозмездных поступлений, - отметила главный финансист Омска и удивила слушателей, что на плановый период 2018 и 2019 годов бюджет впервые за много лет сформирован без долговых обязательств».
Это значит, что собственные доходы города вырастут: цифры, касающиеся налоговых поступлений, должны увеличиться. Так, ожидается, что за своё имущество горожане из-за приведения расчётов в соответствие с кадастровой оценкой жилья заплатят в два с половиной раза больше - с нынешних 150 миллионов почти до 400 в 2019 году.
В 2017 году налоговые и неналоговые поступления сформируют большую часть доходов. Субсидии из федерального и регионального бюджетов ожидаются в размере 43%, или 5,75 млрд руб., что примерно на треть меньше, чем нынче.
В расходной части почти 70% уйдёт на социальную сферу, в этом сегменте больше всего средств планируется направить в сферу образования, а именно 8,3 млрд руб. На транспорт предусмотрено 364,1 млн руб., из них 251 млн руб. - на компенсацию муниципальным перевозчикам тарифной разницы. Дорожный фонд составит 664,5 млн руб., из них на содержание и текущий ремонт автомобильных дорог направят 584,1 млн. руб., 3 млн руб. - на капитальный ремонт. На благоустройство города определено 483,5 млн руб., из них на озеленение - 146 млн руб. На переселение из ветхого и аварийного жилья заложили 210 млн руб., на капремонт - 102,5 млн руб.
778 МЛН РУБЛЕЙ - ДЕФИЦИТ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА.
Расходы на общегосударственные нужды составят 1,7 млрд руб., финансирование производственной сферы обойдётся в 1,1 млрд руб., на ЖКХ и национальную экономику уйдёт 0,9 млрд руб.
В целом, как заявила Инна Парыгина, параметры эти стартовые, в течение года корректируются и, по опыту прошлых лет, в конце года бюджет Омска в цифровом исчислении равняется 16 - 17 млрд руб. Конечно, городским властям для исполнения всех полномочий не хватает собственных доходных источников, но мэрия предпримет усилия по оптимизации расходных источников и поиску дополнительных средств.
«Мы продолжим работу с вышестоящими бюджетами и будем принимать активное участие в государственных программах региона и федерации. Будут реализованы пакеты мер по стимулированию предпринимательской деятельности и повышению неналоговых доходов, получаемых от рационального использования муниципального имущества и земельных участков», - подчеркнула директор департамента финансов и контроля администрации города Омска.
Рекомендации депутатов
Депутаты, несмотря на трудности, считают документ вполне рабочим и называют приоритетные направления для совместных усилий.
Юрий Федотов |
Юрий Федотов, председатель комитета по финансово-бюджетным вопросам, считает, что в первую очередь нужно избежать повышения стоимости проезда в муниципальном пассажирском транспорте. Для наведения порядка в этой сфере необходимо волевым решением сделать регулируемыми те маршруты, на которых работают частные перевозчики. А муниципальный транспорт, по мнению Федотова, должен работать там, где нет дублирующих частников, и тогда со стоимостью 22 рубля за поездку он будет рентабелен за счёт высокого пассажиропотока.
Также Юрий Федотов предложил завершить работу по созданию платной парковочной сети, доходы от которой пошли бы на финансирование дорожной отрасли.
Василий Мамонтов |
Первый заместитель председателя Омского горсовета Василий Мамонтов обратил внимание на увеличение муниципального долга, который к концу 2017 года может составить 6,5 млрд руб. Он предложил мэрии разработать программу по ликвидации дебиторской задолженности перед бюджетом и активнее использовать судебные механизмы. Одно из его предложений по сокращению дефицита бюджета касалось использования дополнительных доходов только на сокращение дефицита.
Также вице-спикер городского парламента внёс ряд предложений по изменению параметров отдельных статей. Во-первых, увеличить прогнозные показатели доходности муниципальных предприятий; во-вторых, расходы на проведение общественных работ исключить вообще - это компетенция региональных властей.
«Мы можем в этом участвовать, но в условиях такого бюджета это будет нерационально», - отметил Мамонтов.
Ещё одно его предложение касалось перерасчёта арендной платы за пользование водопроводными и канализационными сетями с учётом роста тарифов. Городской бюджет потерял на этом 72 млн руб. По подсчётам Василия Мамонтова, в случае реализации озвученных им предложений высвобожденные средства составят не менее 150 млн руб. Полученные доходы предлагается направить на ремонт школ.
Николай Чираков |
Один из таких адресов уже указал в своём письменном обращении Николай Чираков, лидер фракции «Единая Россия». Он предложил заложить в бюджет средства на ремонт средней школы № 107. На базе этого учебного заведения планируют открыть пристройку для размещения детского сада.
Ещё один депутат, председатель комитета по социальным вопросам Александр Иванов, настойчиво порекомендовал обратить внимание мэрии на муниципальные бани. Функционирование помывочного хозяйства обеспечивают два муниципальных унитарных предприятия. В следующем году субсидии для них в бюджете не предусмотрены.
Помимо депутатов, активно выступали представители общественных организаций. Они предлагали внести коррективы в отдельные статьи расходования бюджета в 2017 году.
Предложениям будет дана правовая оценка, итоги публичных слушаний подведут 17 ноября.
ОФИЦИАЛЬНО
Галина Горст, председатель Омского городского Совета:
«Это были одни из самых активных публичных слушаний и по количеству выступающих, и по количеству предложений. В целом в выступлениях обратили внимание на рациональное расходование муниципального имущества, доходность муниципальных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса. Если развивать эти направления, то у нас будут и налоги, и поступления в доходную часть бюджета.
Галина Горст |
Прозвучали предложения и от депутатов, и от жителей по изменению представленного проекта бюджета, и по уточнению тех параметров, куда мы направляем деньги. Очень много предложений было по развитию школ. Я думаю, что депутаты согласятся с этим, потому что наши школы нуждаются в улучшении условий, ремонте. Говорилось о дорожном строительстве, что надо это планировать заранее, например, мосты через Иртыш и дороги-дублёры. И конечно же, упоминалось о транспортной проблеме, каким образом её разрешить. Словом, вопросов много - и они требует нашего внимания, контроля и активности. Совместно с депутатами Заксобрания Омской области мы продолжим работу в группе по перераспределению налоговых отчислений между центром и регионами. Если нас поддержат, мы надеемся на дополнительные поступления в доходную часть бюджета».