144

Руководитель регоператора «Магнит» Карен Егоян: «Будем бороться до конца»

1 апреля 2019 года в регионе стартовала мусорная реформа. О том каким был прошедший год планах по развитию отрасли ТКО журналистам рассказал генеральный директор ООО «Магнит» Карен Егоян. 

- Карен Грачьевич, в каком состоянии эту отрасль принял региональный оператор?  

Омская область досталась не совсем готовой к новой системе, в первую очередь это касалось инфраструктуры. Недостаточно было контейнеров, их и сегодня не хватает. С 1 июня 2019 года ушли с рынка по различным причинам прежние транспортные компании. Поэтому одно из наших самых важных достижений – государственная реформа отрасли обращения с отходами стартовала в регионе, и мы не сорвали ее, учитывая все сложности.  

Надеемся, что в этом году будет утверждена новая территориальная схема, которая многие вопросы снимет. Ориентировочно это произойдет к июню. Нынешняя утвержденная схема существует с 2016 года, и она не совершенна, много за это время произошло изменений: появились новые контейнерные площадки в частном секторе, многоквартирных домах, юридические лица оборудуют свои площадки. Все это должно быть внесено в территориальную схему, чтобы все работало так, как и должно.  

- Что нужно сделать, исправить в первую очередь, чтобы мусорная реформа шла по плану? 

Наверное, самая большая сложность у всех регоператоров, не только в Омской области – это собираемость платежей, потому что от этого показателя напрямую зависит, какими темпами будет продвигаться реформа. Это касается и физических лиц, и юридических лиц. В основном, конечно, проблема со вторыми. Недобросовестные юридические лица, которые свои отходы относят на площадки многоквартирных домов, устраивают несанкционированные свалки существенно тормозят процесс реформирования. Регоператор по факту отходы возит со всего города, несет серьезные затраты, но не получает за это денежных средств.

При этом юрлица, уклоняющиеся от работы с регоператором делают вид, что коммунальной услугой не пользуются. К счастью, рычаги воздействия на таких «уклонистов» есть. Сегодня вся судебная система страны встала на поддержку государственной реформы отрасли ТКО и работает на укрепление позиций регоператоров. В судах многократно доказано, что юрлица обязаны платить за вывоз мусора с того момента как в субъекте к работе приступил выбранный региональный оператор. Позиция суда бескомпромиссна в этом вопросе – сегодня нет иного законного способа утилизации ТКО кроме как через регионального оператора. Никакие доводы, в том числе и незнание закона, не являются в суде оправданием для нарушителей экологического законодательства. 

Поэтому мы активно вступаем в суды с юрлицами, направляем сначала досудебные претензии, чтобы решить вопрос миром. Предлагаем рассрочку на погашение долга, помогаем оформить учет отходов по факту, а не по нормативу. Поверьте, наказать, принудить, заставить — не это цель работы.  

Одна из главных задач реформы – организовать обращение отходов в соответствии с законом, минимизировать вред от мусора на экологию и регоператор – инструмент государства для выполнения этих задач.   

Если юрлица отказываются выполнять закон идем в суд и тогда к коммунальному долгу добавляются судебные издержки и штрафы за экологические нарушения. Штрафы, замечу, очень серьезные – до 250 тыс. рублей. Стоит ли до этого доводить?  

- В некоторых регионах регоператоры уже заговорили о возможности банкротства из-за кассовых разрывов, нужно ли омичам опасаться этого? 

Нет о банкротстве мы не говорим, держимся на плаву. Это большая заслуга наших партнеров-инвесторов, подрядчика – транспортной компании, которая входит в наше положение и выдерживает эти кассовые разрывы. Будем бороться до конца. 

- Какие на данный момент показатели по собираемости? 

Собираемость плавает от месяца к месяцу. Если, например, взять декабрь прошлого года – показатель был намного выше, потому что окончание года, все стремились закрыть финансовый год и погасить свои дебиторские задолженности. В январе, соответственно, была немного ниже. В среднем собираемость платежей от населения - порядка 65%.  

- Сегодня главная тема во всем мире – коронавирус. Безусловно, он ударил почти по всем видам бизнеса. Как справляетесь, отразилась ли ситуация на деятельности регоператора? Поддержка от государства требуется? 

Поддержка государства нужна, не только в этом вопросе. Мы постоянно находимся в открытом диалоге с властями. Коммунальная сфера – вся дотационная (электричество, газ, водоснабжение), кроме отрасли обращения с ТКО. Однако сегодня мы видим примеры субсидирования отдельных регионов, и такая помощь Омской области также необходима. 

Что касается пандемии, то населению в это сложное для всех время необходимо следовать указаниям врачей и органов власти, которые направлены на улучшение эпидемиологической ситуации.  

Региональный оператор продолжает работу в штатном режиме, как предприятие коммунальной сферы, ведущее непрерывную деятельность. Вопросы обеспечения санитарного благополучия в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки находятся на особом контроле. Вывоз ТКО производится по графику. Обработка отходов на сортировочном комплексе продолжается с соблюдением всех требований безопасности для сотрудников. В связи с принятыми карантинными мероприятиями мы ожидаем увеличение объемов ТКО на площадках, готовы к этому.  

- Вы уже упомянули о проблеме стихийных свалок. Часто можно увидеть, в тех же соцсетях, фотографии таких свалок и сразу начинается недовольство – мол, куда смотрит регоператор. Кто должен бороться с такими свалками и как это делать? 

Есть определенный порядок, и он абсолютно адекватный. Если несанкционированная свалка расположена на территории частного лица, то владелец участка полностью несет ответственность за ее ликвидацию.  Бесхозных участков в Омске нет, кто-то этой землей всегда владеет и соответственно несет ответственность за ее благоустройство. Мы как регоператор выявляем эти свалки и сообщаем в соответствующие инстанции. Ликвидация этих свалок за счёт средств жителей региона, на наш взгляд, неприемлема. 

- Если ситуация с многоквартирными домами в целом понятна, то в частном секторе жители часто жалуются, что контейнеры расположены далеко. Раньше у многих был «мешочный сбор» - мешки с мусором забирались приезжающими мусоровозами. Осталась ли эта система сейчас или удалось уйти от сигнального вывоза? 

В прошлом году в частном секторе были установлены санитарные площадки, город выделил на их обустройство серьезные субсидии, всего в частном секторе появилось порядка 840 санитарных установок. В этом году будет обустроено еще 300 площадок за счёт федеральных субсидий. Этими контейнерными площадками нужно пользоваться, иначе зачем их установили? Да, кому-то кажется до сих пор, что проще вынести мусор и оставить у своих ворот или дороги… Но это в корне неверно и недопустимо! Почему из-за прихоти отдельных граждан должен страдать весть частный сектор? Мы рекомендуем КТОСам проводить работу с населением и объяснять, что отходы необходимо относить на площадки, которые все же находятся в пешей доступности. Условно говоря, утром человек идет на остановку и проходит мимо контейнера – выбросил мусор. Никакой сложности в этом нет, а польза очевидна.  

Действительно, раньше существовал бестарный способ, так как площадки в частном секторе в принципе отсутствовали. Сейчас дополнительно устанавливаются так называемые «ладьи» - контейнеры на 8 кубометров, мы их вывозим. Но есть улицы в Омске, где по разным причинам нет возможности поставить контейнер, мешки там до сих пор мы вывозим. 

- По плану вскоре должны начать внедрение раздельного сбора мусора в нашем регионе. Кто должен создавать эту инфраструктуру, изменится ли плата за обращение с отходами? 

Раздельный сбор отходов –следующий этап реформы, но о нем пока говорить рано, регион к нему не готов. Сейчас необходимо полностью укомплектовать контейнерный парк, чтобы полноценно собирать отходы обычным способом. В прошлом году с помощью инвесторов мы закупили 12 тысяч мусорных контейнеров. Эти расходы компания полностью взяла на себя, потратила собственные средства, которые никак не вернулись и не вернутся. Регоператор помог региону, учитывая государственную значимость реформы, запустить этот процесс. В настоящее время таких инвестиций у компании нет. Затраты на приобретение контейнеров не включены в тариф для населения, по закону организация площадок накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления… Сегодня власти пытаются в достаточном количестве обеспечить население контейнерами для простого сбора мусора. Эта задача первостепенная сегодня. А дальше будем переходить к раздельному сбору.  

Эксперименты точечные будем проводить. Обязательно. Добавлю, что сегодня ни в одном регионе нет тотального раздельного сбора отходов. Пока тоже только эксперименты, они не подразумевают изменение платы. Это скорее социальные проекты для того, чтобы понять, насколько общество морально готово разделять отходы. И надо признать, пока результаты не особо оптимистичные. Практика показывает, что даже такие отходы требуют досортировки. Кроме того, сегодня один мусоровоз забирает четыре-пять контейнеров с площадки. В случае раздельного сбора парк машин и количество контейнеров нужно увеличивать в два-три раза под каждую фракцию. Все это может привести к увеличению тарифа для населения, это, по-нашему мнению, не лучшее решение.   

- Осенью в Омске заработал первый мусоросортировочный комплекс в Кировском полигоне, насколько успешно он работает сейчас и какие планы на будущее? 

Завод работает на полную мощность – 20 тонн в час и 23 часа в сутки, один час предусмотрен на регламентный отдых оборудования и пересменку среди сотрудников. В апреле планируем выйти на получение всех необходимых документов, чтобы запустить комплекс на Ленинском полигоне. Сейчас готовим четыре тендера как раз на продажу вторсырья – картон, стекло и так далее. Будем предлагать свой товар, посмотрим какие цены предложат на рынке в Омске. В целом в мире есть потребность в таком сырье, там, где есть заводы по переработке. В Омской области их нет, поэтому чуть позже поймем востребованность.  

- Как закончились достаточно длительные разбирательства с РЭК и ФАС по поводу тарифа и нормативов. На каком этапе эти споры сейчас и как они отразятся на потребителях? 

Регоператор исполняет все решения надзорных органов, но оставляет за собой право с ними не согласиться. Мы считаем, что катастрофическое снижение тарифа – в два раза (такого не было ни в одном регионе), вкупе с низкой собираемостью платежей, уклонением юрлиц от выполнения законодательства в части обращения с отходами негативно сказывается на темпах реализации реформы в регионе. Суд первой инстанции согласился, что снижение тарифа было произведено необоснованно. Что дальше? Время покажет.  

Что касается истории с нормативами в частном секторе, то регоператор не работает по тому - как в народе говорят - «отменному нормативу». Внутренним приказом РЭК установил норматив, который был положен в основу при расчете тарифа на коммунальную услугу на текущий год. 

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах