По данным пресс-релиза аудиторско-консалтинговой компании ФБК, за последние 20 лет водка для россиян стала доступнее в 5,3 раза, говорится в официальном пресс-релизе аудиторско-консалтинговой компании ФБК. Если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату житель России мог купить 16,6 литра водки, то в 2009 году - 87,8 литра. Среднемесячная заработная плата россиян в 1990 году составляла 303 рубля, а в 2009 году - 18785 рублей.
Однако одновременно никакого значительного роста потребления алкоголя на душу населения за прошедшие годы не наблюдалось. Этот показатель в России остается все эти годы стабильно высоким – около 10 литров абсолютного алкоголя на душу населения в год.
После водки второе место в рейтинге доступных товаров стал коньяк: его доступность выросла за 20 лет в 2,7 раза. На третьей строчке оказался репчатый лук - он стал доступнее в 2,4 раза. В список доступных товаров также вошли, среди прочего, шампанское, яйца, мясо птицы, яблоки, сахар, мука, капуста, картофель и чай.
Так же аналитики ФБК пришли к выводу, что с 1990-го по 2009 год ценовая доступность большинства потребительских товаров в России увеличилась. Для этого специалисты компании подсчитали, сколько единиц товара (в килограммах или литрах) можно было купить на одну среднемесячную заработную плату
Вместе с тем такие товары, как говядина, свинина, сыр, пиво, молоко, хлеб и рыба стали для россиян более дорогими по сравнению с 1990 годом. Так, доступность говядины снизилась в результате на 23,2 процента, свинины - на 26,4 процента, а сыра - на 18,5 процента. Мороженая рыба по доступности заняла последнее место в списке ФБК: если в 1990 году на одну зарплату россиянин мог купить 606 килограммов рыбы, то в 2009 году - только 238,8 килограмма.