Об этом рассуждают руководители снабжающих компаний, представители УК, а также главы тех предприятий, которые предлагают приобрести нам приборы учёта.
В заседании круглого стола принимали участие:
■ Роман ГОЛИКОВ, главный инженер ООО «УК «ЦентрЖилСервис»,
■ Станислав ТРАПЕЗНИКОВ, главный инженер ООО НПП «ЛЕМ»,
■ Татьяна ЦЫБУЛЬСКАЯ, начальник департамента сопровождения продаж тепловой энергии МП г. Омска «Тепловая компания»,
■ Аркадий ПАШКОВСКИЙ, генеральный директор ООО «Этис-Сервис»,
■ Александр ШПАКОВ, директор ООО «УК «Жилищник-6»,
■ Татьяна ДОРОФЕЕВА, генеральный директор ООО «Полёт новых технологий»,
■ Пётр КАБАНОВ, директор ЗАО «Сибэлектросервис».
Сначала изучить, потом ставить
- Какие действия должны предшествовать установке приборов учёта?
Аркадий ПАШКОВСКИЙ:
- Необходимо провести обследование здания. Это задача проектной организации, которая впоследствии будет устанавливать приборы учёта. Счётчики продемонстрируют реальную картину затрат энергии. Исходя из этих данных, планируется и реализовывается программа энергосбережения отдельно для каждого дома или собственника.
Татьяна ЦЫБУЛЬСКАЯ:
- Необходимо получить в энергоснабжающей организации технические условия. Затем обратиться в проектную организацию, имеющую свидетельство члена саморегулируемой организации, которая выполнит проект на узел учёта. По результатам проектирования приобрести прибор учёта. После установки прибор допускается в эксплуатацию энергоснабжающей организацией, и далее расчёты за потреблённое тепло производятся на основании показаний прибора.
Роман ГОЛИКОВ:
- Подчеркну, одних счётчиков недостаточно для действительно эффективной реализации программы. Надо устанавливать автоматизированные узлы, которые способны давать экономию до 40%. Эффективность такого узла особенно очевидна весной, когда начинаются тёплые дни, а отопление ещё включено. Но стоит это оборудование на порядок дороже, чем установка приборов учёта. Если счётчик окупается в течение отопительного периода, то автоматизированный узел учёта - 5-15 лет.
Пётр КАБАНОВ:
- Однако в большинстве случаев экономия даже после установки приборов учёта составляет до 30%. И, согласно данным статистики, сам счётчик окупается за один отопительный сезон. Так что начать надо хотя бы с этого.
Станислав ТРАПЕЗНИКОВ:
- Начинать надо с энергоаудита - составления энергетического паспорта, в котором будут реально отражены показатели энергоэффективности здания, на основе которых можно будет определиться с организационными и техническими мероприятиями, направленными на снижение издержек, и составить смету расходов. Это достаточно дорогое удовольствие, хотя и необходимое.
Явное НЕочевидно
- У многих граждан возникают опасения, что после установления счётчиков квартирные платежи нисколько не уменьшатся. Так какой смысл в этой программе?
Роман ГОЛИКОВ:
- Думаю, боязнь вызвана тем, что несколько изменилась система оплаты коммунальных услуг. В домах под управлением ТСЖ собственники не видят экономии в квитанциях, так как с поставщиками рассчитывается само ТСЖ, которое на сэкономленные деньги производит ремонт дома. Что же касается домов, находящихся в ведении УК, то согласно Постановлению № 307, оплата за отопление разбивается равномерно на каждый месяц. Это более удобно жильцам, так как они платят небольшими частями. В конце года будет сделан перерасчёт по показаниям приборов учёта, и жильцы увидят реальную экономию. На следующий год, соответственно, суммы коммунальных платежей станут меньше.
Станислав ТРАПЕЗНИКОВ:
- Не совсем согласен с коллегами. Экономия будет реальной только в случае комплексного подхода к этой проблеме. В обратном случае есть вариант, что коммунальные платежи даже поднимутся за счёт более высокой оплаты мест общего пользования, например. Поэтому к вопросу энергоэффективности надо подходить серьёзно.
Татьяна ЦЫБУЛЬСКАЯ:
- Г-н Трапезников прав: для полноценной экономии необходим целый комплекс мероприятий - установка аппаратуры автоматического управления параметрами воды в системе отопления и горячего водоснабжения, ремонт и промывка внутренних систем теплоснабжения, запорной арматуры, утепление стен, окон, фасадов. Хочется напомнить, что по закону именно собственники несут ответственность за подготовку внутренних систем дома к подаче тепла, а также за установку приборов учёта.
- На чьи плечи ложится обслуживание узла учёта?
Татьяна ДОРОФЕЕВА:
- Необходимо привлекать специализированные организации, которые смогут проанализировать работу оборудования и повысить экономический эффект до максимально возможного уровня.
Проблемные вопросы
- С какими трудностями связана реализация закона?
Александр ШПАКОВ:
- Потребитель не готов платить за установку счётчиков, на общедомовых собраниях чувствуется негатив. И только в последнее время появились предпосылки, что жители всерьёз задумаются о том, какие приборы учёта устанавливать и когда. Стали возникать вопросы об утеплении домов, о смене стеклопакетов. Работа движется, но очень медленно.
Татьяна ЦЫБУЛЬСКАЯ:
- Из общего количества жилых домов, теплоснабжение которых осуществляется от теплоисточников МП г.Омска «Тепловая компания», в течение лета только на 28 домах были установлены приборы учёта. Это сделано в основном там, где организовано ТСЖ, где есть хозяин, который организовал установку.
На домах, обслуживаемых управляющими компаниями, процесс идёт медленно. Может быть потому, что деятельность управляющих компаний не всегда прозрачна для собственников? Отмечу, что процедура установки приборов учёта требует организации этого процесса.
Татьяна ДОРОФЕЕВА:
- Я не согласна с тем, что потребители равнодушны к этой теме и не пытаются в ней разобраться. Как раз наоборот. Омичи тонко чувствуют рынок, к нам поступает много вопросов, и на общедомовых собраниях я вижу интерес. Жители устанавливают счётчики, затем утепляют квартиры, дома. Я бы сказала, что граждане начинают ощущать себя хозяевами, рачительными и заботливыми, после того, как купили счётчики или провели реконструкцию на собственные средства.
Станислав ТРАПЕЗНИКОВ:
- В реализации программы много непонятных моментов. Например, при тотальной установке большого количества счётчиков остро встанет проблема их поверки, эксплуатации, обслуживания, автоматизации снятия показаний. Оборудование работает в непрерывном режиме, оно достаточно сложное и будет разбросано по всему городу и области. Обслуживать его должны профессионалы, которых очень мало. Кроме того, потребуется специальное оборудование, мобильность и обменный фонд запасных частей. Это ещё одна серьёзная статья расходов, на которую в обязательном порядке необходимо предусмотреть финансирование.
Экономия в цифрах
- И все же, каковы реальные примеры экономии при установке энергосберегающего оборудования?
Станислав ТРАПЕЗНИКОВ:
- При профессиональном подходе общая экономия возможна. По оценкам специалистов, примерные показатели таковы:
•снижение эксплуатационных расходов - 30%;
•снижение платежей за электроэнергию - 30%;
•снижение платежей за воду - 41%;
•снижение платежей за тепло - 50%.
Безусловно, эффект есть, просто к решению проблемы энергоэффективности надо подойти без дилетантства.
Если честно, мне кажется, что данный закон преследует ещё одну цель - внедрить в России культуру экономии энергии, которая «в крови» у всей Европы. Если бы это получилось, было бы замечательно.
Александр ШПАКОВ:
- По своему опыту скажу, что у нас экономия составила на данный момент до 30%.
Роман ГОЛИКОВ:
- Согласен - в домах, где установлены счётчики, экономия составляет до 30-40%.
Татьяна ДОРОФЕЕВА:
- В 2003 году мы установили приборы учёта в 15-подъездном доме, а также неавтоматизированный узел учёта. Так вот, за счёт экономии по энергии тепла ТСЖ за семь лет смогло отремонтировать крышу, сделать ремонт в подъездах и поставить домофоны.
Огромный плюс приборов учёта заключается в том, что они демонстрируют экономию и показывают «узкие места». Затем, если есть заинтересованность в дальнейшем процессе, устанавливаются автоматизированные узлы, происходит ремонт окон, крыши, фасада и т.д. Когда эффект очевиден, люди понимают выгоду энергоэффективной программы.
Пётр КАБАНОВ:
- Есть примеры, когда на счётчиках воды экономия составляла до 60%. Здесь важен психологический момент: когда человек видит, что он платит меньше, он начинает экономит ещё больше. Главное - начать.
Аркадий ПАШКОВСКИЙ:
- Экономия есть всегда! По счётчикам воды она составляет в среднем 10-15%. По теплу - до 30%.