Примерное время чтения: 9 минут
165

«Кино – оно манит!». От первого сеанса до фильмов сегодняшних дней

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ в Омске № 5 02/02/2022
Наталья Куликовская знакомит гостей музея с многогранным миром кино.
Наталья Куликовская знакомит гостей музея с многогранным миром кино. / Юлия Истомина / АиФ

Простому горожанину часто кажется, что музей - это тихая заводь, где доживают свой век предметы старины. И мало кому приходит в голову, что не все музейные экспонаты были получены в результате раскопок. История вершится и сейчас, и каждый из нас является её участником.

В маленьком двухэтажном здании «Киновидеоцентра» находится единственный в регионе Музей истории омского кино. Здесь собраны архивные материалы, документы, эксклюзивные фотографии творческих встреч на омской земле, портреты заслуженных омичей, посвятивших свою жизнь работе в сфере кино. Совсем недавно музей отметил ещё небольшой, но очень важный 25-летний юбилей. Какие фильмы первыми появились на экранах российского кинематографа и как засветился в кино Омск — за ответами на эти вопросы мы пришли к ведущему методисту, экскурсоводу Наталье Куликовской.

Эпохальные страницы

Юлия Истомина, «АиФ в Омске»: Наталья Юрьевна, как началась ваша музейная биография и почему вы выбрали именно музей истории омского кино?

Наталья Куликовская: Мне всегда нравилось кино. Я хотела поступать на киноведа, но их мало где обучали – только в Москве и Киеве. Поэтому я выбрала библиотековедение, а уже во время обучения стала посещать занятия в кинокружке.

В Омске я работала в библиотеке Пушкина, юношеской библиотеке, а в 1979 году я услышала по радио объявление о том, что требуется фильмопроверщик. Я думала, что нужно будет отсматривать фильмы, делать какие-то заключения, а это оказалась техническая работа: в мои задачи входил ремонт киноплёнки. Затем я стала составителем удлинённой кинохроники, которую показывали перед художественными фильмами.

Когда я вышла замуж и уехала на Украину, тоже трудилась в системе кинофикации и областном кинопрокате. Как методист я ездила по сёлам, рассказывала, как проводить массовую работу. В 90-е годы я вернулась в Омск: работала методистом в кинотеатре «Родина», а потом пришла в музей истории омского кино под руководством его создателя Аркадия Емашова. К открытию в 1997 году здесь уже было собрано много материалов.

- Какие уникальные экспонаты представлены в музее?

- У нас в музее есть небольшие странички – эпохи кино, начиная от братьев Люмьер и первого сеанса в Париже, и потом омские странички: какие кинотеатры в Омске были, кино в годы войны, фестивальное движение. Водим на фильмобазу посетителей музея, где показываем кино в оригинале, на плёнке.

В начале беседы мы всегда спрашиваем, кино – это молодой или старый вид искусства? И чаще всего в ответ звучит «старый», думают, что оно всегда существовало. Но у кино есть точная дата рождения – 1895 год, когда провели первый сеанс в мире. А другие виды искусства существовали задолго до этого: в первобытном обществе и танцевали, и рисовали.

- В музей чаще всего приходят школьники? Были ли какие-нибудь интересные посетители?

- У нас был режиссёр из Франции, документалист, но он, правда, ещё только учился. Он в Омске пробыл четыре месяца. В дневнике отзывов о музее он нам написал по-французски «Я был четыре месяца в Омске, в Сибири. Я был удивлён, что в музее далёкой Сибири есть киноуголок, посвящённый Франции. Буду с тоской вспоминать время, проведённое в Омске. Кино - это искусство, сближающее народы»

Ещё летом, когда мы работали с летними лагерями, приходил студент из Колумбии. Тоже остался доволен.

- Помните, какой была ваша первая экскурсия?

- Я от волнения не очень хорошо её помню, но сейчас понимаю, что нужно рассказывать душевно. Если детям, то как сказку, кино ведь столько хорошего нам даёт. Когда Аркадий Васильевич (Емашов, основатель музея. – Ред.) проводил экскурсию, я всё за ним записывала: 1907 год – это театр-цирк Сичкарёва, в 1908 году открывается уже другой театр. А ведь дети этого не запомнят, им нужно рассказывать самые интересные странички. Не надо много цифр, не нужно дат…

Поэтому я сильно поменяла метод проведения экскурсий: в первый раз рассказывала всё с цифрами, боясь упустить какие-то детали. А сейчас, если вижу, что детям интересна техника, предлагаю поговорить о ней, посмотреть, как выглядят киноплёнки и другие экспонаты.

У гостей музея есть возможность посетить фильмобазу и своими глазами увидеть множество киноплёнок.
У гостей музея есть возможность посетить фильмобазу и своими глазами увидеть множество киноплёнок. Фото: АиФ/ Юлия Истомина

10 минут неизведанного

- 24 января совсем незаметно прошла одна важная для омского кинематографа дата - 125 лет со дня первой демонстрации кинофильма в нашем городе. Что демонстрировалось в 1897 году?

- Первый публичный киносеанс в Омске состоялся в манеже Омской крепости. Кинотеатры тогда назывались иллюзионы, в них показывали короткие сюжеты, по две минуты каждый, поэтому приходилось набирать программу. У нас в Омске первый показ длился 10 минут. Зрители увидели пять картин - «Человек-змея», «Столярная мастерская», «Купальня», «Улица Парижа» и «Приход поезда».

- Как люди восприняли первые кинопоказы? Это сейчас дети с раннего возраста смотрят мультики на смартфонах, а тогда всё было в новинку.

- На первом сеансе во Франции в 1895 году было всего 33 зрителя. Когда увидели на стене фотографию поезда, и вдруг он оживает – колёса крутятся, клубы пара идут, многие зрители напугались. Всё новое в состоянии шока рождается. Кто-то выскочил из зала, кто-то спрятался под креслом, прижимались друг другу. А от сердечного приступа спасли короткие сюжеты. Криков во время показа следующего короткого фильма не было, и те, кто выскочил из зала, вернулись и стали с удовольствием смотреть.

Потом, когда включили свет, и надо было расходиться, любопытные заглядывали за полотно и пытались понять, что же это приводило в движение фотографию. И так с тех пор кино двигается по миру.

- Многие омичи знают про трагическую историю, связанную с кинотеатром «Гигант». А есть ли ещё какие-нибудь интересные и необычные истории, связанные с кинотеатрами прошлого?

- Первые омские кинотеатры были частными, их открывали богатые люди, например, владелец пивзавода Мариупольский или купец Баранов. У кинотеатров были интересные названия «Русь», «Вокруг света», «Кристалл-Палас».

Когда новое изобретение понравилось, в кинотеатры стали набиваться полные залы. Не было, конечно, удобств. Люди зимой сидели в тулупах, но с открытым ртом смотрели порой на экран. Однако ситуацией тут же стали пользоваться воры, которые вытаскивали деньги из карманов. Поэтому владельцам кинотеатров приходилось предупреждать, чтобы зрители оберегали карманы от воров.

В кинотеатре «Кристалл» проводили разные фестивали, один из них был посвящён украинскому и армянскому кино. А фильм сложный, двухсерийный. В результате на показ пригласили воинскую часть, и под медленный, спокойный фильм солдатики задремали, но их решили и не будить.

Раньше поход в кино для человека был целым событием.
Раньше поход в кино для человека был целым событием. Фото: АиФ/ Юлия Истомина

Омский след

- В нашем городе сформировались Сибирские органы управления кинематографии. Отсюда шло киноснабжение всей Сибири вплоть до Якутии. Расскажите, какую роль сыграл Омск в кинематографии?

- После войны активно начало развиваться фестивальное движение, в том числе и кино для детей. Мы раньше раз в год покупали детский фильм. Приезжал режиссёр с детьми-актёрами, они ездили в том числе и по районам области.

«Движение» молодого дебютного кино: шесть лет был этот фестиваль. Единственный раз в Омске в 2012 году проходил «Золотой витязь», приезжали многие популярные актёры.

- Рассказываете ли вы посетителям, кто из омичей добился больших успехов в сфере кино?

- Да, специальный стенд у нас посвящён судьбам, связанным с Омском. В ходе знакомства с ним можно узнать, как начинался путь на большую сцену киноактёров-омичей.

Наш земляк Михаил Ульянов сколько раз играл маршала Советского союза Жукова. Рано ушедшая Любовь Полищук, Валентина Талызина, которая, проучившись три года в омском сельхозинституте, уехала в Москву и поступила в театральный. Юрий Беляев родился в Полтавском районе Омской области. Юрий Кузнецов, который в течение нескольких лет выступал на сцене Омского театра драмы, сыграл в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего» и многих других известных картинах. В кинокартине «Бег» о Гражданской войне снимались сразу два актёра-омича – Владислав Дворжецкий и Михаил Ульянов.

Из современных представителей - Дарья Мельникова, известная своей ролью в сериале «Папины дочки». Пополнять можно бесконечно, так как актёры и лицейского театра, и драмтеатра, и ТЮЗа штурмуют мир кино.

- Многие считают, что подрастающему поколению нужно прививать любовь к искусству и старому кино. Как это делать, чтобы не оттолкнуть их от искусства окончательно?

- Это могут сделать искусствоведы, педагоги в школе, которые будут показывать хорошее и красивое кино, а потом обсуждать то, что посмотрели, объяснять какие-то неоднозначные моменты. Достучаться можно до всех!

ДОСЬЕ
Наталья КУЛИКОВСКАЯ. Родилась 13 марта 1956 года в Омске. В 1977 году окончила Челябинский институт культуры по специальности «библиотековедение». В Музее истории омского кино работает с момента открытия (1997 год). Ведущий методист, ответственный за сохранность экспозиционного материала.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах