Примерное время чтения: 9 минут
729

Рыцарский дух: в Омске прошёл фестиваль средневековой культуры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ в Омске 07/08/2013
Фото Анастасии Трифоновой

Если вы до сих пор уверены, что рыцарские доспехи и меч были неподъёмными для современного человека, что историческая реконструкция – «а, это те, что Толкиена начитались, и в эльфов в лесу играют», что, наконец, в наше время нет места чести, подвигу и отваге – вы просто ни разу не были на ежегодном фестивале воинской культуры.

 

Фото Анастасии Трифоновой
Фото Анастасии Трифоновой

Нынешний «Щит Сибири» проходит уже в девятый раз, и через год он начнёт отсчёт второго десятилетия своей истории. А то, что его история насыщенная и богатая, сомневаться не приходится – постоянные участники фестиваля готовы делиться воспоминаниями, впечатлениями, надеждами на будущее.

Они сражаются за идею

– История фестиваля сложная, но он ежегодный, традиционный, хотя иногда место его проведения меняется, – рассказывает Евгений Пусев (более известный как сэр Джон «Железный кулак» из Йорка) ветеран сибирского реконструкторского движения и один из основателей «Щита Сибири». – Идея возникла у троих людей: Антона Панькина (нашего бессменного ведущего фестиваля), Василия Минина (в настоящее время возглавляет клуб «Наследие Сибири»), и у меня. Я занимался, в основном, боевой подготовкой людей.

В ходе фестиваля мы акцентируем внимание именно на битвах. Нам нужна, разумеется, и историчность – мы соблюдаем временные рамки выбранных веков. Вообще, идея нашего фестиваля – традиция и рыцарский дух. Всякое дело сильно традицией, и «Щит Сибири» – тоже. И я всегда буду отстаивать этот принцип, поэтому меня можно назвать идейным борцом за этот фестиваль. По поводу рыцарства: конечно, мы знаем и свою историю, знаем, что рыцарей в Сибири не было никогда. Никто не знает до конца, как всё было на самом деле, но мы пытаемся воссоздать дух рыцарства.

Помимо поединков зрители могли насладиться и музыкой. Фото Анастасии Трифоновой

Женское лицо реконструкции

Историческая реконструкция – увлечение настолько многогранное, что любой человек может реализовать себя в нём, в зависимости от своих талантов и возможностей. Люди, увлекающиеся старинной музыкой, часто образуют группы, которые играют на фестивалях. Танцевальные коллективы (особенно популярны на исторических фестивалях ирландские танцы) также часто принимают в них участие, выступая в перерывах между боями. Те, кто занимается различными ремёслами: чеканкой, литьём, ткачеством, гончарным делом, тиснением по коже – устраивают на фестивалях ярмарки. И, разумеется, те, кто увлечён воинским искусством, принимают участие в боевой программе.

Реконструкция – хобби, которое объединяет людей независимо от профессии, возраста, пола. Женщины и девушки в этом движении – персонажи особенные. Большая их часть предпочитает направление «living history», то есть «живая история», которое подразумевает воссоздание быта той или иной эпохи. Но мировая история и культура знают и помнят женские образы, тесно связанные с войной и воинским искусством: это и валькирии из германской мифологии, и легендарные амазонки, и реальные персонажи – Жанна Д’Арк, Надежда Дурова и многие другие. Женщины, принимающие участие в поединках и стеночных сходах, становятся всё более распространённым явлением, на некоторых фестивалях даже появляются женские турнирные номинации. И на «Щите Сибири» нашлась героиня, которая и вражий клинок на лету остановит, и в бугурт (групповой бой. – Ред.) без риска для здоровья войдёт. Правда, в бой Александра Попова идёт в образе воина-степняка Золотой Орды:

– Постигать воинское искусство решила, когда поняла: готовить научилась, а танцы, увы, не моё, – улыбаясь, признаётся девушка. – За год собрала полный монгольский комплекс XIV века, тренировалась с парнями из ВИК «Братина». В боевой номинации выступаю впервые.

Кто сказал, что у войны не женское лицо? Фото Анастасии Трифоновой

На вопрос, поддерживают ли её увлечение друзья и близкие, девушка отвечает утвердительно:

– Друзья, конечно, меня поддерживают – на то они и друзья. Хотя, муж сначала переживал – он сам долгое время участвовал в боях, травмы были, он на себе всё это испытал.

Для воинского духа преград нет

То, что фестиваль растёт и расширяется не только количественно, но и качественно, отмечают многие участники. Всё шире раздвигаются и временные рамки, и географические. Подтверждением тому являются показательные выступления школы японского фехтования «Тенсин Сёден Катори Синто Рю», которая уже второй год включаются в программу «Щита Сибири». Нужно сказать, что организаторы мероприятия сделали исключение для данной школы – ребята пока что выступают без историчных костюмов, но, как заметил ведущий Антон Панькин, самое главное – они реконструируют воинский дух, у которого нет временных и территориальных границ.

Под звон клинков и скрежет стали. Фото Анастасии Трифоновой

– Наша школа – не школа солдат или наёмных убийц, – поясняет Евгений Бутусов, руководитель Омского отделения «Катори Синто Рю». – Она зародилась семь веков назад, и отличалась тем, что была крайне демократичной для своего времени: двери её были открыты для всех – от простого крестьянина до самурая. Приблизительное название школы в переводе на русский язык означает «правильная передача воинского знания». В нашу учебную программу входит несколько видов оружия: меч, боевой шест, нагината (японский аналог европейской алебарды).

 

Фото Анастасии Трифоновой
Фото Анастасии Трифоновой

Несмотря на кажущуюся свободу движений, ученики школы могут оттачивать каждую из техник годами. Любое оружие требует концентрации при работе с ним. Двуручный меч-катана и увесистая нагината-алебарда учат контролировать центр тяжести, а боевой шест – несмотря на кажущуюся его безобидность – великолепно развивает координацию и умение держать дистанцию между собой и противником.

Прогресс в развитии «Щита Сибири» отмечает и гость из Красноярска, Андрей Грязнов, представляющий клубное объединение «Северная башня»:

– Я являюсь гостем фестиваля уже четвёртый год подряд: впервые приехал с сыном в 2009 году. Также был в Омске в 2010 и 2012 годах. На юбилейный «Щит Сибири» надеемся приехать снова вдвоём, но уже в боевых комплектах, – сейчас Андрей в костюме состоятельного гражданина Северной Италии, в конце 15 века входившей в состав Тевтонского ордена. Действительно, любовное отношение человека к своему образу, который проработан от сапог ручной работы до историчных очков в деревянной оправе, видно сразу, недаром говорят, что истинная реконструкция – в мелочах.

– Фестиваль растёт, это видно по уровню бытового обустройства участников, по обустройству лагеря, – тем временем продолжает Андрей. – Видно, что костюм и доспех становятся качественнее. Всё шире рамки фестиваля: сейчас его уже можно назвать мультивековым. Представлено раннее Средневековье – викинги и славяне, позднее Средневековье – Европа и Русь XIV-XV века. Есть ребята, ориентированные на Восток – степь XIV века, монголы. Также в этом году представлен XVI век – ландскнехты. В этом году, уже во второй раз, фестиваль международный – 12 человек приехали из Казахстана (Астана и Павлодар), представляют европейское рыцарство XIV века. Это очень радует. Хотелось бы отметить Тевтонский орден из Омска: мало того, что они сделали свой лагерь, так ещё и организовали и выставку, и ярмарку средневекового хэнд-мэйда, организовали площадки для стрельбы из пушки и лука, метания копий. Радует популяризация истории, к которой можно прикоснуться вживую.

Зрители получили настоящее удовольствие от боев. Фото Анастасии Трифоновой

Назад в будущее

Два дня фестиваля промелькнули незаметно. Отыграли музыканты, девушки – танцовщицы устало присели на краю сцены, отшумела ярмарка. Определились победители одиночного турнира и стеночного схода «пять на пять» – личную победу увёз в Новосибирск боец по имени Беждрих из Штрижницы (он же Илья Есик), а командная досталась ребятам из Казахстана.

К вечеру у костров лагеря «живой истории» уже не было разделения по странам и эпохам: викинги сидели рядом с европейскими рыцарями, русские ратники – вперемешку с ландскнехтами, самураи – бок о бок с монгольскими воинами. Никто не спешил возвращаться в настоящее (или будущее?), ведь уже на следующий день гостей фестиваля ожидала дорога домой, а омичей – работа и повседневная обыденная жизнь. Но и участники, и зрители забирали с собой самое главное – ощущение того, что праздник чести, воинского духа и военного искусства состоялся. А это значит, что традиции, которые могут объединять людей, живы, и продолжают жить.

Кто устал от мужчин в доспехах мог посмотреть на очаровательных танцовщиц. Фото Анастасии Трифоновой
Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах