Он не любит ночных гонок, частенько ездит по городу со скоростью 40 км/час, а всю страсть к риску оставляет на трассе. С Александром Фабрициусом мы разговаривали накануне масштабного события - ежегодных соревнований «Открытый кубок Сибири по дрэг-рейсингу», который пройдёт в Омске 26 мая на взлётно-посадочной полосе аэропорта «Фёдоровка».
Два колеса, и всё
- Александр, Вам не кажется, что гонки – прямая пропаганда безумных скоростей на обычной дороге?
- Да, скорость здесь бешенная, но прежде всего мы пропагандируем безопасность вождения автомобиля, массовый профессиональный автоспорт. Соревнования по дрэг-рейсингу имеют статус чемпионата Омской области, по итогам которого ребятам будут присваиваться разряды. Это официально признанный в России спорт, хотя, конечно, для зрителей это шоу. Там ведь скорость больше 200 км/час, двигатели работают на максимуме. Многие автомобили вообще доставляют на соревнования на эвакуаторе. Нет-нет, не подумайте ничего плохого (смеётся). Просто эти машины для нормального дорожного движения не предназначены. И зрителей приходит очень много. По оценкам полиции, в прошлом году приехали около 15 тысяч человек. Но как оргкомитет мы можем сказать, что зрителей было порядка 20-25 тысяч. Причём публика самая разная – приходят семьи с колясками и с маленькими детьми, и беременные женщины встречаются. Последние вообще любопытные очень. Я в прошлом году шестерых будущих мамочек лично от трассы отталкивал, чтобы они туда не попали.
- Молодёжь насмотрится на такое, а потом у нас аварии на дорогах…
- Нормальная молодёжь выбрасывает адреналин на специально предназначенных для этого трассах, где в условиях безопасности можно проверить свой автомобиль. Технические виды спорта - это симбиоз состояния автомобиля и мастерства пилота.
- Как относитесь к донельзя раскрученному стритрейсингу? Одобряете ночные гонки?
- К счастью, бум ночных гонок в Омске закончился. Я не одобряю всего, что делается хаотично и не на профессиональной трассе или профессиональной технике - поставил оппозитный двигатель - и уже гонщик. И моя этика не позволяет присутствовать на подобных мероприятиях. Даже когда только дрэг-рэйсинг появился в Омске в виде соревнований на площади у ТК «Континент», где «Запорожцы» переворачивались, я туда не ходил. Ночные гонки – гонки до случая. Много ребят погибает. Поэтому тем, кто гоняет, я желаю в первую очередь разума.
- А что делать с мотогонщиками? Байкеры в Омске скоро открывают новый сезон. Их скоростей не то что пешеходы, автомобилисты – и те боятся.
- Мотоциклисты также имеют право ездить по дорогам. Да, у нас есть ребята, которые покупают кожаную одежду за 50 тысяч рублей, садятся на байк и начинают гонять. Но сначала нужно пойти в автошколу или, в конце концов, к тем же байкерам, которые расскажут, на какой резине первые три месяца ездить. Мотокросс – это смертельный вид спорта. Грубо говоря, это два колеса, и всё. А наше дорожное покрытие не позволяет ездить на той резине, которая есть, первый год вождения. Плюс автомобилисты действительно не готовы к такой скорости. А байкеры – серьёзные ребята. 3 секунды у них – это уже 150 км/час, а 5-6 секунд – уже 200. Если человек на такой скорости промчался мимо вас и не создал помехи – он профессионал. Он и на автомобиле так ездит. Но таких мало. Что касается того, что подросткам родители стали покупать популярные нынче скутеры... Они должны понимать, что это опасно. И, опять же, подростки сначала должны учиться кататься на специальной трассе.
Зелёный свет? Подождите!
- Скажите, Вам как автогонщику на омских дорогах комфортно?
- Что касается дорог, пробок, безопасности и хамства водителей, то мы, знаете, ещё счастливо живём. Вот, например, все ругают пробки. Но если взять то количество автомобилей, которое появляется в Омске за год, то оно в десятки раз больше, чем мы можем себе позволить. То есть, по математической формуле на участке дороги шириной шесть метров мы с вами уже должны стоять, а не ехать. Не представляю, как мы ещё умудряемся нормально передвигаться по городу? Я проехал всю страну и знаю, что есть загородные дороги получше, чем в Омской области. Из Большеречья до Омска на новой машине ехать просто невозможно! Я на днях как раз оттуда вернулся. В городе же бюджетных денег вместе со всеми дотациями, которые выделяют на ремонт дорог, элементарно не хватает. Сейчас президент России Владимир Путин обещал привлечь к этому зарубежные компании по асфальтированию дорожного покрытия. Надеюсь, проблема хоть как-то будет решаться. Хотя, знаете, почему мы не можем победить дороги в России? Потому что мы их ремонтируем. Другой причины нет. Ремонт дороги размером метр на метр стоит в три раза дороже, чем асфальтирование дороги шириной в шесть и длиной в 15 метров.
- Вы упомянули парковки и хамство омских водителей. С этим у нас тоже ситуация не достигла точки кипения?
- С парковками всё нормально. Чтобы понять это, достаточно просто выехать в другой город. Хорошо, что сейчас принят закон, по которому нельзя припарковаться на бордюрах и газонах. Хорошо, что КТОСы ставят столбики, чтобы автомобили не заезжали на детские площадки. Потому что это просто кощунство. Что касается культуры вождения, то в этом плане Омск - более культурный город, нежели наши ближайшие соседи в Новосибирске, Кургане, Красноярске, Екатеринбурге… В Омске можно не бояться и спокойно переходить пешеходный переход у того же «Голубого огонька». А когда я приезжаю в Красноярск, где у меня живёт брат, и иду с ним по пешеходному переходу, он хватает меня за руку и говорит: «Ты куда пошёл?». Я ему: «Так «зебра» же, зелёный свет!». А он: «Подожди, пока все проедут, потом пойдёшь». Это есть во многих городах и зависит от нашего менталитета. Вот мы с вами живём в Омске, достаточно деревенском городе по сравнению с крупными мегаполисами. Слово «деревенский» не в обиду нам. Мы более вежливы друг другу, и хамства на дорогах у нас меньше.
- Пешеходы под колёса бросаются?
- Понимаете, автомобиль – это спортивное и физическое ядро. Ни один водитель, ни ребята, которые день и ночь ездят, не остановят машину на скорости 60 км/час в экстремальной ситуации. По законам физики нас потянет вперёд. Пешеходы этого иногда не понимают. А молодёжь, которая сегодня садится за руль в наушниках и капюшоне, которая не смотрит по сторонам и ничего не замечают, это просто… Я не люблю сквернословить, поэтому говорить не буду. Вот реальная проблема. А ещё в том, что в школах нормально не учат детей тем же основам безопасной жизнедеятельности (ОБЖ), не рассказывают о Правилах дорожного движения. Проблема - в чувстве вольности и свободы, которое позволяет пилотам гонять, а пешеходам ходить там, где хочется. Кстати, ещё один интересный момент по поводу хамства на дороге: какой человек в жизни, такой он и за рулём. Это общая культура. Я не говорю, что мы все хамы - каждый человек считает себя вежливым. От характера зависит и то, сможет ли человек водить автомобиль или положит права в шкатулку, где они всю жизнь и пролежат. Я могу это определить в течение 30 минут, посмотрев, как человек водит автомобиль.
«Езжу медленно»
- Александр, а какие у вас отношения с ГИБДД? Вас вообще штрафуют?
- Как у человека законопослушного у меня с ГИБДД отношения идеальные. Но этого не оттого, что каждый сотрудник ГИБДД в течение года лично проходит у меня аттестацию по вождению (смеётся). Это ведь профессионализм. Я знаю, где можно увеличить скорость, а где объехать другой автомобиль. Если езжу по городу, то меня вообще никто не замечает, независимо от того, быстро или медленно я передвигаюсь. Проблем-то на дороге я не создаю. Езжу с ремнём безопасности практически всегда. Наверное, в 90% случаев. Но не скажу, что в 100%. По трассе еду со скоростью 110-120 км/час. Но я всю жизнь отъездил на «восьмёрке» и только три года назад пересел на «Опель». Так вот, на «восьмёрке» я больше 105 км/час не ездил по трассе никогда в жизни. Всё, что нужно, клянусь вам, я получаю на спортивной трассе. Там я нагоняю столько, что в городе передвигаюсь на автомобиле со скоростью 40-60 км/час. Многие любят гонять. В таких случаях я люблю говорить жёсткую, но правдивую фразу: «Троллейбусных столбов на всех хватит».
- А что даёт вам гонка кроме адреналина?
- Чувство безопасности в обычной жизни. Те ребята, которые хоть раз в жизни сели за руль спортивного автомобиля, на дороге смогут спасти не только свою жизнь, но и того человека, кто ошибся перед ним. На скорости 60-70 км/час в любую сторону развернуть автомобиль, проехать боком, через бордюр… Тот, кто не был в экстремальных ситуациях, в таких случаях либо закрывает глаза, либо тормозит, либо вообще не знает, что делать. Это наш плюс. За это мы и боремся – чтобы больше было профессиональных водителей, которых, к сожалению, наши автошколы не выпускают.
Досье
Александр Фабрициус, 10-тикратный чемпион России по автокроссу, мастер спорта по автомобильному и водно-моторному спорту, трёхкратный обладатель Кубка Сибири по автомобильному кроссу, двукратный чемпион России по зимним трековым гонкам.
Заместитель председателя ДОСААФ России по Омской области. В 1989 году окончил институт физической культуры, факультет военно-технических видов спорта.