Напомним читателю про абстракционизм. Зародившееся в начале 20 века, это направление искусства отказалось от изображения реально существующих образов. На абстрактной картине вы не найдете привычные глазу формы, окружающие вас в повседневной жизни. Зато на них есть множество цветовых сочетаний, переплетения форм, пятен, линий и красок. Зритель сам участвует в творческом процессе «создания» картины, извлекая из своего подсознания образ, идею.
Многие художники отказывались от привычных форм, так как не могли с их помощью выразить на холсте все многообразие человеческих чувств и духовных переживаний. Разве любовь, скорбь, надежда или вера имеют реальные формы? Но все эти чувства имеют свой цвет в душе художника. Многообразие духовных переживаний художники перекладывали в красочные мыслеформы на абстрактных полотнах. Отказавшись от реальных форм, художник погружался в себя, стараясь как можно полнее передать в красках внутреннюю, духовную жизнь человека.
Известный русский художник-абстракционист Василий Кандинский считал, что изображение предметов, фигур, пейзажей приводит к ограничению возможностей самовыражения художника, а абстракция освобождает его воображение, позволяет выплеснуть красочное многообразие чувств. Посему целью абстракционизма служит достижение гармонии, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
В экспозиции «Концепт нереализованной идеи» омичи смогут пережить чувствокрасочные отношения вместе с художниками не только на полотнах, но еще и в других художественных образах. Например, Виктор Кулькин создал мыслеформы «Победитель» или «Бегущая по волнам» из разбитых и снова склеенных бутылок. А вот Дамир Муратов призывает в абстракционизм не только своими картинами, он также зовет на «Баррикады», именно такое название носит его мыслеформа. Владимир Владимиров, Сергей Елецкий, Дмитрий Верже и другие представили свои картины, наполняя зал экспозиции энергией космоса, которая по невидимым проводкам доходит до зрителя. Именно из этой энергии каждый созерцатель по-своему поймет картину и создаст свой образ.
Что же касается самого названия выставки - «Концепт нереализованной идеи», то здесь, по словам искусствоведов, «идея (какой бы она глубокой на момент написания не была) остается нереализованной или утраченной в процессе того времени, которое затрачено на создание полотна с момента первого импульса». Таким образом, мысль, идея или какая-либо концепция ограничена в хронологическом диапазоне. Она несет в себе лишь временную актуальность.
Художники ставят под вопрос актуальность всего абстрактного искусства, ибо утрата идеи или ее смысла принципиальна для того процесса, в который вступают обе стороны – и художник и зритель. Но мы верим, что космический посыл, исходящий от полотен и арт-объектов дойдет до омичей в неискаженном варианте, и откроет всю силу чувств абстрактного искусства.