Зданию омской пожарной каланчи, которая находится на улице Интернациональная, 28 августа 2015 года исполняется 100 лет. На своём веку башня успела быть использованной по прямому назначению, пережила неоднократные угрозы сноса и подверглась капитальному ремонту. «АиФ» в Омске выделил самые главные события в истории этого неофициального символа города.
Проектные работы
Первой и единственной в городе каменной каланче предшествовала деревянная башня, построенная в 1870 году. Деревянная каланча простояла 40 лет на улице Александровской Бутырского форштадта (ныне – улица Интернациональная) и изрядно обветшала за эти годы.
31 июля 1912 года Омская городская дума вынесла решение о постройке новой каменной пожарной каланчи. Проект новой башни и смету на строительство в 7 тысяч рублей составил гражданский инженер Илиодор Хворинов. Согласно чертежам, высота сооружения была 9,5 саженей.
В 1913 году горожане пытались построить сооружение своими силами и даже заложили фундамент, но оказалось, что проект устарел, и высота была уже не актуальной. Дело в том, что неподалёку силами предпринимателей велась стройка высоких зданий акционерных обществ «Саламандра» и «Эльворти», которые загораживали обзор. В связи с этим городской архитектор Пётр Горбачёв изменил проект Хворинова, увеличив смету на 3 тысячи рублей. Помимо этого архитектор изменил высоту башни на 1,4 сажени.
Торги на строительство выиграл нижегородский крестьянин Михаил Кузнецов, заключив с думой 26 апреля 1914 года договор на строительство. Готовую каланчу Кузнецов обещал сдать к 10 сентября, но в итоге работы затянулись до 28 августа 1915 года.
В рабочем режиме
Высота готовой кирпичной башни вместе с флагштоком и флюгером составила 15 саженей (около 32 метров), а высота от основания до смотровой площадки – 26 метров. На тот момент пожарная каланча стала самым высоким сооружением в городе. Стройку принимала комиссия в составе председателя городской управы, городского архитектора и помощника брандмейстера.
На первом этаже башни был установлен насос в виде паровой трубы. Так же здесь была конная упряжка, готовая в любой момент выехать на тушение пожара. На втором этаже каланчи жил брандмейстер вместе со своей семьёй.
На смотровой площадке, огороженной коваными перилами, находился дежурный – «подчасок», который, завидев дым, бил в колокол. На эту площадку вела винтовая металлическая лестница, а в центре смотровой находилась деревянная застеклённая башенка, которая служила убежищем для дежурного.
Отметим, что пожарная каланча долгое время оставалась самым высоким зданием города, исполняя свою роль до 40-х годов XX века.
Развитие пожарной охраны
В 1919 году в Омске был создан губернский профессиональный Союз пожарных, и уже к 1920 году в городе насчитывалось 5 пожарных частей с общей численностью 100 человек. В распоряжении огнеборцев были 92 лошади и 25 боевых повозок (бочечные, багровые и рукавные ходы). Пожарных перевели на двухсменную систему дежурства, что существенно облегчило службу.
К 1929 году численность пожарных достигла 197 человек, а дежурство стало трёхсменным. В 1930 году в 1-ю пожарную часть был куплен автонасос, что положило начало механизации городских частей. С 1936 года пожарных лошадей полностью заменили автомобили и автоцистерны.
Угрозы сноса
А вот в 50-е годы каланчу планировали снести ради постройки второй очереди пятиэтажного дома по улице Интернациональной. Следующие 20 лет среди горожан и омских СМИ нередко ходили слухи о сносе здания из-за того, что оно портит вид и не вписывается в интерьер города.
Угроза сноса нависала над каланчой и в годы строительства Главпочтамта и Управления пожарной охраной. Почтамт и вовсе должен был находиться на месте каменной башни, причём добро на снос сооружения уже успели дать и горисполком и главомскархитектура. Каланчу отстоял Николай Кукель-Краевский, тогдашний первый секретарь Центрального райкома партии. Он попросил комсомольцев института «НовосибТИСИЗ» на общественных началах сделать новую привязку здания почтамта, сохранив памятник.
Решением омского облисполкома от 26.06.80 г. № 239/10 пожарная каланча была поставлена на государственный учёт, как памятник архитектуры местного значения. В годы перестройки каланчу хотели использовать, как ресторан, пирожковую и сапожную мастерскую, но памятник в итоге всё же удалось сохранить. В последней четверти XX века на здании установили мемориальную доску со следующим текстом: «Пожарная каланча построена в 1913-1915 г.г. по проекту И. Г. Хворинова. Памятник архитектуры. Охраняется законом».
Символ города
В 2002 году на смотровой площадке появился манекен, одетый в каску и боевую форму пожарного, которого омичи прозвали Василичем. К 90-летию каланчи министерство культуры приняло решение отреставрировать памятник, и в 2005-2006 годах был проведён капитальный ремонт сооружения. Изменился фасад здания, были укреплены оконные блоки, смотровая площадка, оборудована подсветка прожекторами.
Отметим, что здание каланчи было спроектировано в стиле поздней эклектики, где сочетаются элементы классицизма, модерна и русского стиля. Образ усилен цветовым решением, восходящим к прообразам русской архитектуры XVII века – сочетанием краснокирпичной стеновой поверхности с белыми декоративными элементами.
В наши дни пожарная каланча является архитектурным памятником и украшает фасад здания Главного управления МЧС России по Омской области. Здесь же в центре противопожарной пропаганды и общественных связей работают экспозиции, посвященные истории омского гарнизона пожарной охраны и, конечно, – каланче. Ежегодно более 12 тысяч посетителей знакомятся не только с основами пожарной безопасности, но и с важными событиями вековой давности в истории города Омска и омской пожарной охраны.