В 2011 году в Омске появился Центр современного искусства «Огненный дракон». Его основатель, организатор, режиссёр, педагог – всё это актёр Омского академического театра драмы Руслан Шапорин.
В ЦСИ «Огненный дракон» входят несколько подразделений: ОДЭ-театр (омский драматический экспериментальный театр), мастерская, а с прошлого года ещё и детская школа «Новая смена».
Отбор противопоказан
Для чего артисту возиться с юными поклонниками театрального искусства и почему он не отбирает детей для занятий в своей школе, Руслан Шапорин рассказал корреспонденту «АиФ в Омске».
Ольга Коробова, omsk.aif.ru: Руслан, уже больше 10 лет существует ЦСИ «Огненный дракон», где есть и театр, и мастерская для взрослых. Для чего ещё и детская школа? Более того, этим летом вы ещё и летнюю смену организовали. Какова цель всего этого?
Руслан Шапорин: Везде существует проблема пополнения театров молодыми актёрами. У нас есть факультет в ОмГУ, конечно, но хотелось бы, чтобы студенты были лучше обучены.
Также было бы неплохо сделать сильнее подготовку среднего звена: пусть потом они едут в столицу поступать, но с хорошей базой. Поэтому в своё время я открыл школу «Огненный дракон» при Центре современного искусства, а год назад мы открыли театральную школу «Новая смена».
Я позвал своих коллег поработать с детьми и потихонечку высматриваю перспективных. Нет, дети все талантливые, но есть определённая специфика: кто-то ярко проявляет себя сразу, кому-то надо больше времени.
Когда мы объявили о «Новой смене», отклик был большой. Потом кому-то расписание не подошло, кто-то думал, что прямо в драмтеатре будут занятия. Но театр живёт по такому графику, что там иной раз репетиции некуда ставить, поэтому мы базируемся в ЦСИ.
Работаем с группами по возрастам: 7 - 9, 10 - 12, 13 - 16 лет. С 17-ти я рекомендую пойти ко мне в мастерскую, а если думают поступать в театральный вуз - целенаправленно к этому готовиться. По большей части в театральные школы идут девочки. Фото: Из личного архива/ Руслан Шапорин
- Когда набираете детей, проводите отбор?
- Я считаю, что отбор среди детей – это бред, это какой-то абсурд. У них ещё куча экзаменов впереди; если ребёнок не имеет сильных физических противоречий с тем, чем мы занимаемся, надо брать!
Дети, как мне кажется, сейчас с одной стороны находятся в каком-то лайтовом положении, с другой – в очень опасном: подросткам «в телефоне» интереснее. Это проблема - они не могут коммуницировать. В школу, в мастерскую к нам ведут детей и говорят: «У нас проблема, ребёнок не хочет выходить из дома, не хочет гулять, ему комфортно в гаджетах».
Дети заменили нормальное человеческое общение на суррогат; с этим часто приходится сегодня сталкиваться, и бывает сложно.
Школа же у нас насаживает соревнование, а если не расставляешь каких-то баллов или оценок, дети в недоумении – как это? Мы стараемся каждому сказать: ты силён в этом, а ты – в другом.
Дополняют друг друга
- Как вас, успешного актёра, потянуло в педагогику и зачем вам это?
- Я больше 15 лет занимаюсь педагогикой. Мне это очень нравится. Я не старею с молодыми, мне с ними интересно, театр и педагогика друг друга дополняют.
Я не представляю, как жить всё время одним театром. Для меня это страшно. Я никогда не жил одним театром, всё время что-то затеивал. Лет пять я работал режиссёром-постановщиком в Лицейском театре, понял, что хочется чего-то своего - театр свой, школу при нём.
Школа – это вливание свежей крови, это была давняя мечта: школа -театральный вуз - театр. Изначально у меня была идея собственного театра, но содержать труппу, платить зарплату невозможно, поэтому театр у нас существует как проект: задумал спектакль, нашёл пьесу, позвал друзей, сделали спектакль и какое-то время его играем.
А педагогика – она именно для того, чтобы поймать в самом начале, когда ребёнка ещё не испортили, не зажали, не поломали. В самом начале его взять и потихонечку вести к цели. Если он этого, конечно, хочет.
Не надо быть артистом или посвятить жизнь сцене. Важно, как ты воспринимаешь мир. Важно найти себя.
Я скажу честно: мне звонят периодически и просят подготовить к поступлению. Моя задача сделать так, чтобы ребёнок передумал. Я объясняю, что его ждёт, без приукрашивания, даже сгущая краски. Тогда видно, готов он к этому горнилу или нет. Я говорю: театр - это не профессия, это образ жизни.
У меня жена актриса, и у нас театр 24/7, вечером за столом что-то можем по тексту проходить либо обсуждаем репетиции (совместные, кстати, страшное дело, потому что вообще не отдыхаешь). Я детям сразу говорю: если вы пойдёте на актёрское, это не работа в том смысле, как многие понимают – пришёл, поработал и ушёл. Это образ жизни. И до гробовой доски в идеальной картине мира вы так будете жить.
- Как ваша дочь относится к сцене?
- Ей три года, но сцена её манит, она там чувствует себя комфортно. У неё был показ в танцевальном коллективе: их, маленьких, просто вывели на сцену в красивых платьях, чтобы они сделали пару каких-то движений. В конце всех увели, а Александра пошла на авансцену, долго кланялась, посылала поцелуйчики. Она дома разыгрывает спектакли с куклами.
Не стать пессимистом
- Большинство ваших учеников, наверное, не станут профессиональными актёрами...
- И не надо.
- ..но станут ли они театралами? Профессиональными зрителями?
- Это тоже не важно. Важно, чтобы они себя нашли. Я им всё время говорю: «Выбирайте свой путь. Не ждите, что за вас решат».
Вот отчасти поэтому я занимаюсь педагогикой - мне очень не хочется становиться пессимистом по отношению к молодому поколению. Мне хочется, чтобы дети нашли свой путь и не вымирали, не становились растениями, а чтобы наступала какая-то новая эра. Они красивые, они совсем другие, но большая часть всё равно инертная.
Но тут я грешу на своё поколение – мы родились в Советском Союзе, у нас ничего не было, и многие мои сверстники решили: раз у меня ничего не было, значит, у моего ребёнка будет всё. Однако так ценности размываются, дети не понимают, каким трудом это достигается.
И об этом мы тоже говорим с детьми – о литературе, о том, что творчество всё это создало. Мир, кроме природы, деревьев и животных, которые появились благодаря Великому зодчему, создал художник. И вот про это я, по большому счёту, детям говорю: творчество вас создаст. Не надо быть артистом или посвятить жизнь сцене. Важно, как ты воспринимаешь мир. Важно найти себя.
А когда дети общаются, для меня это тоже своего рода учёба. Я у них учусь по-новому сегодня и каждый день смотреть на мир. Дети зарядят бодростью и порадуют, разозлят и заставят зареветь, задуматься. Они дарят большой спектр ощущений, потому что они молодые, а молодость - она горящая.