Артист театра куклы, актёра и маски «Арлекин» Алексей Горбунов наряду с ещё тремя омскими театральными деятелями стал стипендиатом правительства РФ на реализацию творческих проектов.
Сегодня он работает над созданием цикла интерактивных спектаклей «Сказки в чемодане». Проект призван поддержать тяжелобольных мальчишек и девчонок, чьё детство проходит в больничных стенах.
Работу кукольника Алексею удаётся успешно совмещать с драматическими ролями, которые он играет на сцене ЦСД-Омск.
В «Арлекин» из Ярославля
Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Алексей, приход в театр для вас был осознанным шагом или просто хотели себя попробовать в роли актёра?
Алексей Горбунов: В государственном театре невозможно попробовать себя в роли актёра, не отучившись несколько лет и не получив диплом. Это такое же образование, как у журналиста, юриста или бухгалтера. Я окончил школу в городе Рыбинске Ярославской области, занимался в театральной студии, и когда пришло время поступать, подал документы в два ярославских университета, в том числе в государственный театральный институт.
Как и многие, подавал документы на драматического актёра, а прошёл на актёра театра кукол, чему сейчас безмерно рад. Кукла мне намного ближе, с ней классно работать. У меня был крутой мастер - Наталья Хабарина, которая доносила до нас возможности театра кукол.
В 21 год вышел из университета с красным дипломом. А через год написал в театр кукол «Арлекин». Мне хотелось здесь работать, омский театр знают все кукольники. И здорово, что я попал сюда.
- Сколько лет вы уже на сцене? И как за время от дебютного выхода до сегодняшнего дня изменились в профессиональном плане?
- На профессиональной сцене я работаю четыре года. Кукольником в «Арлекине» и драматическим артистом в ЦСД-Омск. Не знаю, что значит измениться в профессиональном плане: каждый выход на сцену и каждая репетиция - это опыт, общение и рост. Нельзя работать в театре и не расти. Новые партнёры, режиссёры, роли, драматургия, приёмы.
Актёр постоянно учится. Я наблюдаю за партнёрами, смотрю спектакли в записи, читаю мастеров и профессиональную литературу, да даже просто из фильма можно поймать интересный приём, которым пользуется какой-нибудь голливудский парень. Я люблю театр, он не позволяет расслабляться, держит в тонусе.
Самодовольство тянет вниз
- Помните свой первый выход на сцену?
- Это было в школьной студии. Ставили спектакль по рассказам Тэффи, сделанный в виде этюдов. В одном из них я играл. Кстати, недавно сходил в Омскую драму на спектакль «Кишмиш», также по рассказам Тэффи. Это моноспектакль Ирины Герасимовой. Было трогательно, советую.
- А вообще какие роли вам ближе, какие жанры даются легче?
- Нет простых или сложных жанров, есть условия. Сложнее играть, если зритель равнодушен - настроения у него нет, или детей загнали толпой, а они хотят играть в футбол. И надо их увлечь, показать - эй, тут круто, смотри, что умеет делать кукла. Ещё сложно работать в моноспектакле. Ты один, спрятаться некуда, чувствуешь себя перед зрителем обнажённым.
- Какой своей работой гордитесь?
- Не могу на это ответить. Гордиться - точно нет, я самоед и всегда корю себя, что мог бы сделать лучше. Мне кажется, если актёр полностью собой доволен, этим он делает шаг назад и сделать шаг вперёд ему будет сложно. Надеюсь, со мной этого никогда не произойдёт.
Я всегда хотел работать с детьми, которые не могут прийти в театр, потому что им приходится бороться за свою жизнь в больничных стенах.— . .
- Ваш моноспектакль на фестивале «ЧАТ» отмечен как одна из лучших работ. Какое место он занимает в вашем сердце?
- «Ботинок, Маша и прочие вещи» - это спонтанный и трудоёмкий спектакль. Он получился случайно, когда Света Баженова (драматург и создатель ЦСД-Омск. - Ред.) предложила поучаствовать в фестивале моноспектаклей.
Моя супруга написала для меня пьесу, а режиссёр Ярослав Максименко сделал эскиз. Точнее даже не эскиз, а готовый спектакль-этюд, который на лаборатории всем понравился. Всё как-то быстро произошло. Я ничего не успел сообразить, а постановка уже стояла в репертуаре Центра современной драматургии.
Моноспектакль - это вызов, когда приходится понимать, тварь ты дрожащая или право имеешь. На «ЧАТ» заявку отправляла супруга, и это был один из двух омских спектаклей, который показали на фестивале. В жюри были приглашённые критики, которые дали классную обратную связь и посоветовали расширить постановку. Может, это когда-нибудь и произойдёт.
- Кроме актёрского таланта у вас есть ещё и писательский. Какое из этих творческих направлений вам ближе?
- Я не думаю, что у меня есть вообще какой-то из этих талантов. В актёрстве есть определённая часть ремесла, которому учат годами в университете. А в писательстве - пишешь то, что хочешь, да и всё. Это не работа и не направление творчества. Просто пишу стихи или песни, выкладываю себе на страницу. Без претензий на что-либо. Кто-то играет в покер или занимается дайвингом, а я пишу стихи и люблю танцевать.
- Играете любую предложенную роль или из-за антипатии к персонажу можете отказаться от участия в спектакле?
- Наверное, в других профессиях человек может отказаться от работы, которая ему претит или противоречит его убеждениям. У актёра такого права нет. Ты попал под распределение, режиссёр назначил роль, будь добр - копайся в своём герое и работай с ним достойно. Антипатия к персонажу может быть, особенно в начале, но с ним в любом случае нужно находить общий язык, иначе ничего не выйдет.
- Сложно найти обратную связь со зрителем?
- В «Арлекине», когда играешь для детей, всё очевидно. Если заинтересовал их, дальше всё идёт как по маслу. А что касается Центра современной драматургии, там тоже всё ясно - после каждого показа спектакля начинается обсуждение и зритель может высказать тебе в лицо всё, что думает. Это круто и часто очень полезно.
Чемодан сказок
- Недавно вы в числе трёх омских артистов получили стипендию правительства РФ на реализацию творческого проекта. Это было для вас неожиданностью?
- Скорее для меня стало неожиданностью, что мой театр выбрал меня кандидатом. Наш директор Татьяна Канащук и завлит Вероника Берман предложили подать меня на стипендию. Я им за это очень благодарен. Я рассказал о проекте, который бы хотел сделать, театр собрал документы, а потом - да, приятный сюрприз, когда стало известно, что я победил в конкурсе.
- Расскажите о своём проекте. Он носит социальную направленность. Почему выбрана такая тематика? И насколько, на ваш взгляд, он будет востребован?
- Я всегда хотел работать с детьми, которые не могут прийти в театр, потому что им приходится в прямом смысле бороться за свою жизнь в больничных стенах. У меня была мысль найти место в Омске, где учат на больничных клоунов, а тут как раз появилась возможность сделать свой проект.
Дети с тяжёлыми заболеваниями - маленькие герои. Но детство проходит мимо них, и я постараюсь хоть немного отвлечь их от болезни. Оторвать от реальности в больничной палате и погрузить их в сказку, в мечты, в детство. Важно, чтобы оно было, это детство.
Про востребованность - я просто надеюсь, что всё получится. Если у меня выйдет осчастливить хоть одного ребёнка, эта стипендия будет дана не зря.
- Над чем сегодня работаете?
- Сегодня я погружён в проект. Подбираю историю, думаю над сюжетом, читаю книги по психологии, смотрю опыт больничных клоунов, ищу примеры, на которые можно опереться. Плюс ещё работа в «Арлекине», гастроли с ЦСД, мои студенты в ОмГУ и так далее. Дел хватает, поэтому дальнейших планов я пока не строю.
- Скоро все театральные актёры разойдутся на каникулы. Чем займётесь в это время?
- Отпуск начнётся с конца июля. Я традиционно поеду в Рыбинск к маме и друзьям. Может, получится сходить в горы, пока не знаю. Но мы точно с лучшим другом пойдём в поход на Рыбинское водохранилище размером с море. Это наш обычай вне зависимости от погоды или сезона. Ужин на костре, закат, палатки, разговоры. Этого я жду в отпуске.