Примерное время чтения: 10 минут
336

Выбрать свой путь. Для чего успешный омский актёр занимается педагогикой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ в Омске № 32 09/08/2023
Детей нельзя отбирать, нужно брать всех и бережно вести в цели.
Детей нельзя отбирать, нужно брать всех и бережно вести в цели. / Руслан Шапорин / Из личного архива

В 2011 году в Омске появился Центр современного искусства «Огненный дракон». Его основатель, организатор, режиссёр, педагог – всё это актёр Омского академического театра драмы Руслан Шапорин.

В ЦСИ «Огненный дракон» входят несколько подразделений: ОДЭ-театр (омский драматический экспериментальный театр), мастерская, а с прошлого года ещё и детская школа «Новая смена».

Отбор противопоказан

Для чего артисту возиться с юными поклонниками театрального искусства и почему он не отбирает детей для занятий в своей школе, Руслан Шапорин рассказал корреспонденту «АиФ в Омске».  

Ольга Коробова, omsk.aif.ru: Руслан, уже больше 10 лет существует ЦСИ «Огненный дракон», где есть и театр, и мастерская для взрослых. Для чего ещё и детская школа? Более того, этим летом вы ещё и летнюю смену организовали. Какова цель всего этого?

Руслан Шапорин: Везде существует проблема пополнения театров молодыми актёрами. У нас есть факультет в ОмГУ, конечно, но хотелось бы, чтобы студенты были лучше обучены.

Также было бы неплохо сделать сильнее подготовку среднего звена: пусть потом они едут в столицу поступать, но с хорошей базой. Поэтому в своё время я открыл школу «Огненный дракон» при Центре современного искусства, а год назад мы открыли театральную школу «Новая смена».

Я позвал своих коллег поработать с детьми и потихонечку высматриваю перспективных. Нет, дети все талантливые, но есть определённая специфика: кто-то ярко проявляет себя сразу, кому-то надо больше времени.

Когда мы объявили о «Новой смене», отклик был большой. Потом кому-то расписание не подошло, кто-то думал, что прямо в драмтеатре будут занятия. Но театр живёт по такому графику, что там иной раз репетиции некуда ставить, поэтому мы базируемся в ЦСИ.

Работаем с группами по возрастам: 7 - 9, 10 - 12, 13 - 16 лет. С 17-ти я рекомендую пойти ко мне в мастерскую, а если думают поступать в театральный вуз -  целенаправленно к этому готовиться. По большей части в театральные школы идут девочки.По большей части в театральные школы идут девочки. Фото: Из личного архива/ Руслан Шапорин

- Когда набираете детей, проводите отбор?

- Я считаю, что отбор среди детей – это бред, это какой-то абсурд. У них ещё куча экзаменов впереди; если ребёнок не имеет сильных физических противоречий с тем, чем мы занимаемся, надо брать!

Дети, как мне кажется, сейчас с одной стороны находятся в каком-то лайтовом положении, с другой – в очень опасном: подросткам «в телефоне» интереснее. Это проблема - они не могут коммуницировать. В школу, в мастерскую к нам ведут детей и говорят: «У нас проблема, ребёнок не хочет выходить из дома, не хочет гулять, ему комфортно в гаджетах».

Дети заменили нормальное человеческое общение на суррогат; с этим часто приходится сегодня сталкиваться, и бывает сложно.

Школа же у нас насаживает соревнование, а если  не расставляешь каких-то баллов или оценок, дети в недоумении – как это? Мы стараемся каждому сказать: ты силён в этом, а ты – в другом.

Дополняют друг друга

- Как вас, успешного актёра, потянуло в педагогику и зачем вам это?

Олег Теплоухов - давний лруг, коллега и соратник Руслана Шапорина.
Олег Теплоухов - давний лруг, коллега и соратник Руслана Шапорина. Фото: Из личного архива/ Руслан Шапорин

- Я больше 15 лет занимаюсь педагогикой. Мне это очень нравится. Я не старею с молодыми, мне с ними интересно, театр и педагогика друг друга дополняют.

Я не представляю, как жить всё время одним театром. Для меня это страшно. Я никогда не жил одним театром, всё время что-то затеивал. Лет пять я работал режиссёром-постановщиком в Лицейском театре, понял, что хочется чего-то своего - театр свой, школу при нём.

Школа – это вливание свежей крови, это была давняя мечта: школа  -театральный вуз  - театр. Изначально у меня была идея собственного театра, но содержать труппу, платить зарплату невозможно, поэтому театр у нас существует как проект: задумал спектакль, нашёл пьесу, позвал друзей, сделали спектакль и какое-то время его играем.

А педагогика – она именно для того, чтобы поймать в самом начале, когда ребёнка ещё не испортили, не зажали, не поломали. В самом начале его взять и потихонечку вести к цели. Если он этого, конечно, хочет.

Не надо быть артистом или посвятить жизнь сцене. Важно, как ты воспринимаешь мир. Важно найти себя.

Я скажу честно: мне звонят периодически и просят подготовить к поступлению. Моя задача сделать так, чтобы ребёнок передумал. Я объясняю, что его ждёт, без приукрашивания, даже сгущая краски. Тогда видно, готов он к этому горнилу или нет. Я говорю: театр - это не профессия, это образ жизни.

Кадры для театра тоже надо готовить заранее.
Кадры для театра тоже надо готовить заранее. Здесь это помогает делать актёр драмы Егор Уланов. Фото: Из личного архива/ Руслан Шапорин

У меня жена актриса, и у нас театр 24/7, вечером за столом что-то можем по тексту проходить либо обсуждаем репетиции (совместные, кстати, страшное дело, потому что вообще не отдыхаешь). Я детям сразу говорю:  если вы пойдёте на актёрское, это не работа в том смысле, как многие понимают – пришёл, поработал и ушёл. Это образ жизни. И до гробовой доски в идеальной картине мира вы так будете жить.

- Как ваша дочь относится к сцене?

- Ей три года, но сцена её манит, она там чувствует себя комфортно. У неё был показ в танцевальном коллективе: их, маленьких, просто вывели на сцену в красивых платьях, чтобы они сделали пару каких-то движений. В конце всех увели, а Александра пошла на авансцену, долго кланялась, посылала поцелуйчики. Она дома разыгрывает спектакли с куклами.

Не стать пессимистом

- Большинство ваших учеников, наверное, не станут профессиональными актёрами...

- И не надо.

- ..но станут ли они театралами? Профессиональными зрителями?

Девочки уже ставят свои небольшие спектакли.
Девочки уже ставят свои небольшие спектакли. Фото: Из личного архива/ Руслан Шапорин

- Это тоже не важно. Важно, чтобы они себя нашли. Я им всё время говорю: «Выбирайте свой путь. Не ждите, что за вас решат».

Вот отчасти поэтому я занимаюсь педагогикой - мне очень не хочется становиться пессимистом по отношению к молодому поколению. Мне хочется, чтобы дети нашли свой путь и не вымирали, не становились  растениями, а чтобы наступала какая-то новая эра. Они красивые, они совсем другие, но большая часть всё равно инертная. 

Но тут я грешу на своё поколение – мы родились в Советском Союзе, у нас ничего не было, и многие мои сверстники решили: раз у меня ничего не было, значит, у моего ребёнка будет всё. Однако так ценности размываются, дети не понимают, каким трудом это достигается.

И об этом мы тоже говорим с детьми – о литературе, о том, что творчество всё это создало. Мир, кроме природы, деревьев и животных, которые появились благодаря Великому зодчему, создал художник. И вот про это я, по большому счёту, детям говорю: творчество вас создаст. Не надо быть артистом или посвятить жизнь сцене. Важно, как ты воспринимаешь мир. Важно найти себя.

На экскурсии в драмтеатре.
На экскурсии в драмтеатре. Фото: Из личного архива/ Руслан Шапорин

А когда дети общаются, для меня это тоже своего рода учёба. Я у них учусь по-новому сегодня и каждый день смотреть на мир. Дети зарядят бодростью и порадуют, разозлят и заставят зареветь, задуматься. Они дарят большой спектр ощущений, потому что они молодые, а молодость - она горящая. 

ДОСЬЕ:
Руслан Шапорин. Актёр, режиссёр, педагог. В 1999 году окончил студию при Омском ТЮЗе. До 2002 года служил в ТЮЗе, с 2002-го – актёр Омского академического театра драмы. С 2005 по 2010 год как режиссёр ставил спектакли в Лицейском театре. В 2010-м основал Центр современного искусства «Огненный дракон». В него входят ОДЭ-театр, ОДЭ-мастерская и детская школа «Новая смена». Заслуженный деятель культуры Омской области.

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах