Примерное время чтения: 6 минут
305

Вы знаете, что от насморка помогает шампанское натощак? Рецепт Островского

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Омске № 17 26/04/2023
Эксперимент Омского музыкального театра - гастрономические спектакли.
Эксперимент Омского музыкального театра - гастрономические спектакли. Омский музыкальны театр

В музыкальном театре премьера, которую артисты посвящают 200-летию великого драматурга Александра Николаевича Островского. Музыкальный спектакль-фантазию по мотивам пьес «Бесприданница», «Без вины виноватые», «Женитьба Бальзаминова», «Снегурочка» придумала режиссёр-постановщик, заслуженная артистка РФ Татьяна Боброва. Действо назвали «Театр со вкусом: Чаепитие по Островскому».

Афиша спектакля.
Афиша спектакля. Фото: Омский музыкальны театр

Действие 1. Основные ингредиенты

Главным действующим лицом постановки стал сам театр: вот актёры, а вот режиссёр, которые будут ставить пьесу. Приём «театр в театре» объединяет произведения Островского, которые были когда-либо воплощены на сцене и в кино. Пусть пьесы драматурга и считают не очень удобными для музыкальных жанров, однако ж написано немало творений, в которых поют и танцуют персонажи, придуманные писателем.

«Мы взяли в постановку малоидущий балет Валерия Гаврилина с шикарной музыкой, мюзикл Александра Кулыгина «Без вины виноватые». Это прекрасный композитор, жаль мало оценённый, у которого есть триптих по пьесам Островского. Конечно, это и Андрей Петров. Его произведения живут в фильме «Жестокий романс», «Петербургские тайны». И Римский-Корсаков, опера «Снегурочка» - самая известная. На основе музыкальной драматургии я брала отрывки из пьес и сочиняла историю с Ларисой Огудаловой. Без трагического финала», - рассказывает Татьяна Боброва.

Чтоб зритель оказался максимально погружённым в действие, он находится… в центре сцены. Вокруг, в буквальном смысле, бушуют театральные страсти. Спектакль разыгрывают на внешнем кольце поворотного круга, и декорации меняются простым движением – таково волшебство механизации. Правда, вестибулярный аппарат зрителя при этом должен быть крепким, иначе артисты смогут вскружить голову. Опять же в прямом смысле.

Действие 2. Меню на вечер

Под увертюру из балета Валерия Гаврилина «Женитьба Бальзаминова» спектакль начинается, под свадебное шествие из того же балета заканчивается. Между этими музыкальными отрывками чего только зритель не увидит.

Нил Стратоныч Дудукин в исполнении заслуженного артиста РФ Александра Хмырова пропоёт куплеты. Это отрывок из мюзикла Александра Кулыгина «Без вины виноватые», кстати, автором либретто стал легендарный Георгий Котов, ведущий солист музтеатра. Из этого же мюзикла взяты дуэт Незнамова (Вадим Невзоров) и Шмаги (Алексей Григорьев), из уст одного из них звучит сакраментальная фраза «Мы артисты, наше место в буфете». И ещё один парный музыкальный номер – дуэт Коринкиной (Ирина Ройз) и Миловзорова (Кирилл Кириллов) – тоже из этого произведения. Здесь нужно сказать, что мюзикл «Без вины виноватые» был написан по заказу Омского музыкального театра в 1997 году.

Ещё Кулыгинское произведение – мюзикл «Женитьба Бальзаминова», здесь автором либретто стал Арон Гангов. Лёгкий, водевильный сюжет и опять же, как подарок, дуэт Анфисы и Раисы.

Герои «Бесприданницы» Вожеватов и Кнуров произносят забавный диалог, в котором один из них произносит: «От насморка хорошо шампанское натощак пить». Вот это «натощак шампанское» сыграет с героиней пьесы «Женитьба Бальзаминова» Домной Белотеловой шутку. Вроде разные пьесы, а получилось вот так связать. Ей понравится Миша Бальзаминов. В экранизации 1964 года её сыграла Нона Мордюкова. Такой же образ воплотили и на сцене музтеатра.

Актриса музтеатра Ирина Завьялова. Сыграла Домну Белотелову.
Актриса музтеатра Ирина Завьялова. Сыграла Домну Белотелову. Фото: Омский музыкальны театр

Самые серьёзные сцены – из оперы Римского-Корсакова. Прозвучат ариетта Снегурочки и ариозо Мизгиря.

«Любовь – волшебная страна», «Не растравляй моей души», «Под лаской плюшевого пледа», «Романс о романсе», «Оплавляются свечи на старинный паркет» - это Андрей Петров. Его произведения стали классикой, а вклад в кинематограф непревзойдённым.

Действие 3. Зачем театру самовар

Как известно, Островского считают знатоком купеческого быта. И чай в том сословии считался чуть ли не главным в быту и праздничных застольях. Самовар – вот что стало предметом особой заботы реквизиторов.

Когда в начале марта музтеатр попросил у зрителей принести этот предмет кухонной утвари, все стали ждать разгадки, предвкушая события. И омичи щедро поделились с артистами, с десяток самоваров перекочевали из кладовок в театр. Художники-декораторы придали им яркости и индивидуальности. Они использовали элементы урало-сибирской, хохломской и городецкой росписи.

Но самовар – не просто элемент декорации, с ним артисты танцуют! После спектакля всех зрителей приглашают в фойе на чаепитие. Настоящее. С вкусностями и выставкой лоскутного шитья - яркое художественное явление, тоже из купеческого быта.

Чай с Островским предлагает выпить Омский музыкальный театр.
Чай с Островским предлагает выпить Омский музыкальный театр. Фото: Омский музыкальный театр 

Добавим, что проект «Театр со вкусом» был презентован в 2022 году, в поисках новых форм в музтеатре решили попробовать воплотить на сцене музыкально-гастрономическое интерактивное шоу с дегустацией. Первый такой экспериментальный спектакль назывался «Слушать подано!», репертуар был подобран так, чтобы прозвучали музыкальные произведения, так или иначе связанные с едой. «Чаепитие по Островскому» - вторая такая постановка из проекта.

12+

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах