Во всех театрах России и, наверное, близлежащих к нашей стране республиках бывшего СССР этот апрель отмечается не только и не столько как «космический» - 12 апреля исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского драматурга А. Н. Островского.
Всевозможными фестивалями отмечается эта дата весь апрель; не стал исключением и Омск – мало того, что у нас ставили и ставят пьесы Островского, у нас и премьера за премьерой. ТЮЗ не так давно представил спектакль «Волки и овцы», и вот у них вновь премьера под названием «Островский. Игра в куклы» (16+). О том, что это будет такое, команда ТЮЗа рассказала во время очередного «Культурного завтрака» в ресторане «Где же кролик?».
Три в одном
Режиссёр и худрук ТЮЗа Анастасия Старцева решила объединить три произведения в один спектакль – на сцене будут идти одна за другой «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка». Каждое из них – объемное и, как правило, ставится отдельно, поэтому чтобы уместить все три истории в один спектакль их, как выразилась Старцева, покажут в кратном изложении. «Мы взяли суть самой истории, квинтэссенцию пьесы, и этот приём хорошо знаком современному школьнику, - говорит Анастасия Старцева. – Они же часто читают краткое изложение того или иного произведения. И здесь будет также».
Почему именно эти три пьесы сложились, по мнению режиссёра, в единое целое? Они объединены темой любви, но это не светлая, чистая и созидательная любовь, а катастрофа. Именно такая любовь у Островского.
Любовь-катастрофа
«Нам было интересно поразмышлять над тем, что такое любовь у Островского. Вначале у нас было пять пьес. Читая каждую, мы размышляли и пришли к умозаключению, что у Островского есть понятие «любовь как катастрофа». Пьесы «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка» это подчеркивают, - говорит режиссёр. - Мы много обсуждали эту тему; наш заслуженный артист России Валерий Ростов вообще считает, что любви нет. Но в обсуждении мы в большинстве своём пришли к выводу, что любовь все-таки есть. Но эта любовь, если она настоящая, ведёт к катастрофе. Поэтому все героини Островского приходят к катастрофе – так же, как к этому понятию у нас приходят Тихон, Паратов, Мизгирь».
Размышления над любовью в произведениях Александра Островского привели команду ТЮЗа к тому, что Катерина вовсе не «луч света в тёмном царстве», как многие учили в школе, а Кабаниха совсем не тиран, она просто очень любит своего сына и, как любая мать, желает ему счастья. Может быть, многим надо перечитать произведение, чтобы это понять или, напротив, поспорить с такой точкой зрения.
Из этих размышлений в ТЮЗе родилось и название спектакля «Островский. Игра в куклы». По мнению режиссёра, женщины у драматурга лишь куклы в мужских руках. Так, например, Лариса Огудалова из «Бесприданницы» говорит; «Я вещь».
О куклах и вещах
«Есть отношение к этим женщинам как к вещи со стороны мужчин, - продолжает Анастасия Старцева. – Но мы говорим, что они иногда сами виноваты, потому что согласны быть вещью».
И кстати: одна настоящая кукла-героиня на сцене всё же будет.
Жанр постановки определён режиссёром очень непросто «русский балаган с элементами триллера» - так как персонажи будут страдать и мучиться от любви и каждая из них умирает: одну убивают, вторая топится, а третья и вовсе тает (причём не по своей воле, так что своего рода насильственная смерть). А балаган – потому что есть элементы цирка. «В спектакле будут элементы балагана, который организовывают действующие лица по отношению к главным героиням», - продолжает худрук ТЮЗа.
При этом команда ставит своей целью не напугать публику, а подбить на размышления о том, что если любовь – катастрофа, то как с этим жить? Потому что задача театра – не давать ответы, а ставить вопросы.
Разные поколения актёров
Художник спектакля Мария Скобелева из Санкт-Петербурга решила сценографию в современном стиле: ростые формы, цвета, и фактуры, которые не должны отвлекать зрителя от актёрской игры и которые будут трансформироваться под каждую историю (не забываем, что их всё-таки три, а на всё-про всё отводится полтора часа).
Размышлять о любви на сцене ТЮЗа будут представители разных поколений. В спектакле заняты как самые опытные артисты театра, множество раз примерявшие на себя образы персонажей Островского - народный артист РФ Анатолий Звонов, заслуженные артисты РФ Валерий Ростов, Лариса Яковлева, – так и молодёжь - Таисия Галочкина, Анастасия Шестакова, Вероника Супрун, Кирилл Соколовский, Михаил Климов, Кирилл Фриц. Многие из артистов исполняют в спектакле сразу несколько ролей, особенно это касается мужских персонажей.
Хореограф-постановщик – заслуженный артист РФ Виктор Тзапташвили. Он говорит, что танец также способен раскрыть многие драматические моменты в пьесах. Но при этом отдельных музыкальных номеров, как это было на недавней премьере по Лермонтову, здесь не будет, танцевальные па будут органично вплетены в структуру спектакля.
Разговор после спектакля
Главная задача, которую ставит перед собой режиссёр и вся команда, работающая над Островским, - найти тот сценический язык, который будет интересен и понятен, современному подростку. «У подростков появляются какие-то новые словечки, и чтобы с ними говорить, нужно быть всегда в тренде. Нужно, чтобы мы нашли способ общения, который будет им понятен и доступен», - говорит Старцева.
Кстати, первые два спектакля этого не будет, а вот уже после майских показов ТЮЗовцы хотят начать обсуждать спектакли со зрителями.
Премьера спектакля «Островский. Игра в куклы» состоится 28 и 29 апреля в 18.00 на сцене Дома актёра.
16+