На сцене городского драматического театра «Студия» Л. Ермолаевой» поставили спектакль по пьесе Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Режиссёром спектакля выступил заслуженный артист РФ Сергей Волков.
Островский без купюр
«Пьеса эта мне очень нравилась, а когда пьеса нравится, то, я полагаю, это первый сигнал к тому, чтобы её поставить, – говорит он. – Во-первых, Островский – замечательный драматург, в одном произведении у него прописано столько прекрасных персонажей, что хватит на всю труппу. В ней много событий, конфликтных ситуаций. И это классика, которая никогда не устаревает – нужно только сменить костюмы и причёски, и вот перед нами современный молодой человек, который ищет доходное место».
Драматургическое произведение дано режиссёром, что называется, без купюр. «На 95% это Островский, я старался сохранить все сюжетные линии, все повороты», – отметил Сергей Волков. Действительно, за сюжетом можно следить, что называется, по тексту.
Молодой человек из небогатой семьи Егор Дмитриевич Глумов, побуждаемый одним только честолюбием, мечтает сделать карьеру. Характер у него решительный и уж точно авантюрный, он расчётливо, где-то с азартом и уж точно с особым артистизмом, льстит и угодничает.
Спектакль приурочен к 200-летию Александра Николаевича Островского.
А ещё он умный, потому как умело пользуется людскими слабостями: богатого дядюшку-зануду он подобострастно восхваляет, с его женой – скучающей дамой – заводит пикантную интрижку. Общение со стариком, очень важным господином, сочиняющим трактат о вреде реформ, – это ж чистой воды подхалимаж, а суетливого, прослывшего либералом, очень важного молодого человека Глумов поражает циничной смелостью своих высказываний.
Впрочем, он оказался неосторожным. Ну высмеивай пошлость и тупость на здоровье, но зачем же записывать это всё в личный дневник? Это как если бы сейчас чья-то личная переписка в соцсетях и мессенджерах вдруг стала достоянием общественности.
Два Глумовых
К своему богатому родственнику Нилу Федосеевичу Мамаеву и его жене Глумов виртуозно втирается в доверие. Те знакомят его с влиятельными людьми Крутицким и Городулиным. Легко завоевав их расположение, Егор Дмитриевич стал вхож в дом богатой московской барыни Турусиной. Та хочет выдать замуж свою племянницу, на её приданое и претендует главный герой. И ради этого он готов на всё...
На главную роль Сергей Волков выбрал двоих актёров – Александра Тихонова и Дмитрия Рауша. «Для меня слово кастинг – это для кино, потому что там нужны типажи. И если ты угадал, то кино состоится. Театр несколько другое: ты создаешь образ. Нужен хорошо подготовленный актёр, который должен уметь всё. Я видел Александра в двух спектаклях до совместной работы, я понял, что он может стать Глумовым. В пару с ним поставили ещё одного артиста, он пока студент, но мне кажется, что он тоже подходит для этого образа, но он немножко в другом формате», - отметил режиссёр.
«Это человек расчётливый, холодный, у него есть план, которому он строго придерживается и никуда сворачивать не собирается, - говорит о своём персонаже Александр Тихонов. - Ему надо добиться места в обществе и денег, чтобы повысить свой социальный статус, чтобы жить хорошо. Он идёт по головам. И это человек меняющийся, подстраивающийся, льстивый. Есть места, где он настоящий, – это в начале спектакля, финал, какие-то моменты между сценами, где он с маменькой разговаривает. В остальное время он пользуется характерными масками».
И этими масками Александр Тихонов мастерски жонглирует. На сцене он пребывает почти три часа (в спектакле пять действий и два антракта), и всякий раз актёр демонстрирует хорошую подготовку – то он играет Глумова, то он играет то, как Глумов притворяется. Играть то, как играет твой персонаж – ничего себе задача!
Дверь – ещё один персонаж
Образы Мамаева (Виктор Миранчук), Городулина (Виталий Романов), Крутицкого (Игорь Школин), Турусиной (Ирина Разумова) воплотили на сцене опытные артисты театра «Студия Л. Ермолаевой». Всякий раз – удовольствие смотреть на них. И кажется, что они сами наслаждаются – хороший язык, понятный текст и образы.
«Повезло с Клеопатрой Львовной (Ольга Постоногова). Она чувствует природу юмора. Я рад, что у меня появилась такая Мамаева – чувственная эксцентричная. Мне очень понравились молодые артисты, которые задействованы в маленьких ролях. Они замечательные! Привнесли колорит!», – отметил Сергей Волков.
В спектакле ещё одним персонажем стала… дверь. И тут вроде пустячный элемент сценографии вырастает до символа. «Для меня важна была огромная дверь, как некий вход и выход», - рассказывает Сергей Волков.
Добавим, что художником спектакля выступил Сергей Федоричев, композитором – Игорь Есипович.
16+