Примерное время чтения: 5 минут
74

Все трудности театра. В Омске поставили «Багровый остров» по Булгакову

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Омске № 17 23/04/2025
В постановке «Багровый остров» особенно ярко раскрывается природа булгаковской пьесы.
В постановке «Багровый остров» особенно ярко раскрывается природа булгаковской пьесы. / Анна Шестакова / Омский государственный драматический «Пятый театр»

Спектакль «Багровый остров» (16+), основанный на произведении Михаила Булгакова, в Омске впервые увидел свет 19 апреля. Всего через сутки, 20 апреля, зрители вновь смогли насладиться этой постановкой. Наш корреспондент присутствовал на премьерном показе и готов поделиться своими впечатлениями о премьере.

Подробности в материале omsk.aif.ru.

Допущена по ошибке

В настоящее время произведения Михаила Булгакова занимают лидирующие позиции в репертуаре российских театров, однако история его взаимоотношений с театральной сценой была далеко не безоблачной. Многие его пьесы подвергались цензуре, а постановки безжалостно исключались из репертуара театров.

Пьеса показывает внутреннюю жизнь театра.
Пьеса показывает внутреннюю жизнь театра. Фото: Омский государственный драматический «Пятый театр»/ Анна Шестакова

Что касается пьесы «Багровый остров», то она удостоилась от руководства страны весьма нелестной характеристики – её назвали «макулатурой», допущенной к постановке по недоразумению. Теперь же у омичей появилась возможность самостоятельно оценить это произведение – «Пятый театр» представил свою версию «Багрового острова» (16+).

История создания постановки началась в 2023 году на режиссёрской лаборатории. В своём эскизном варианте Дмитрий Огородников решил отойти от основного сюжета о противостоянии краснокожих туземцев и белых завоевателей, захвативших власть на острове.

Вместо этого режиссёр сделал акцент на прологе и эпилоге, где разворачивается метасюжет о самом процессе постановки: драматург Дымогацкий в спешке приносит в театр свою пьесу, а представительница театрального ведомства, собирающаяся в отпуск, вынуждена оперативно принять решение о судьбе спектакля – допустить его к показу или запретить.

Театр постоянно сталкивается с различными трудностями.
Театр постоянно сталкивается с различными трудностями. Фото: Омский государственный драматический «Пятый театр»/ Анна Шестакова

Живые образы

В постановке «Багровый остров» особенно ярко раскрывается природа булгаковской пьесы. Мария Старосельцева в роли помощника режиссёра демонстрирует удивительное погружение в процесс, что находит отклик у реальных работников театра. Примечательно, что изначально мужская роль трансформирована под современных реалий, где эту должность обычно занимают женщины.

Евгений Фоминцев, исполняющий роль режиссёра и английского Лорда, мастерски переключается между актёрской и режиссёрской деятельностью, что создаёт комический эффект. Борис Косицын в образе белого арапа Сизи-Бузи демонстрирует характерное для заслуженного артиста мастерство, хотя его герой трагически погибает во втором акте.

Женские роли особенно насыщены драматизмом: Елена Заиграева и Олеся Шилякова в роли Леди, Вероника Крымских как её служанка Бетси создают живые образы, полные творческой ревности и профессионального соперничества.

Актёры со сцены обращаются к зрителю.
Актёры со сцены обращаются к зрителю. Фото: Омский государственный драматический «Пятый театр»/ Анна Шестакова

Трагическая судьба творца

Сергей Худобенко в роли директора театра предстаёт в совершенно новом для себя амплуа, создавая органичный образ человека, пытающегося примирить творческий процесс с практическими реалиями. Сергей Троицкий и Евгений Точилов в ролях островитян Кай-Кума и Ликки-Тикки мастерски передают противостояние разных мировоззрений.

Центральной фигурой становится Михаил Синогин в роли драматурга Дымогацкого и злодея Кири-Куки. Его трансформация от застенчивого интеллигента до властного персонажа особенно впечатляет.

Костюмы актёров представляют собой смесь различных времён.
Костюмы актёров представляют собой смесь различных времён. Фото: Омский государственный драматический «Пятый театр»/ Анна Шестакова

Кульминацией становится момент, когда после изменения финала по требованию чиновницы (в исполнении Анастасии Лукиной) только Дымогацкий остаётся в одиночестве, символизируя трагическую судьбу творца.

Спектакль, сохраняя булгаковский сарказм и остроту наблюдений над театральной жизнью, приобретает современное звучание, доказывая, что его темы – борьба за власть, творческая свобода и взаимоотношения искусства с властью – остаются актуальными и сегодня

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах