Омский государственный драматический «Пятый театр» готов представить зрителям спектакль «Багровый остров» (16+), поставленный по пьесе Булгакова.
Подробности в материале omsk.aif.ru.
В основе пьесы лежит сатирический рассказ «Багровый остров», который Булгаков опубликовал в 1924 году в литературной рубрике газеты «Накануне». Интересно, что автор сопроводил произведение подзаголовком, намекающим на его происхождение: «Роман тов. Жюля Верна, с французского на эзоповский перевёл Михаил А. Булгаков».
«Театр всегда под угрозой»
Сюжет разворачивается в стенах театра, где молодой драматург Василий Дымогацкий представляет свою новую пьесу о борьбе местных жителей с западными угнетателями. Директор театра Геннадий Панфилович сталкивается с непредвиденной проблемой: цензор Савва Лукинишна как раз ушла в отпуск, а генеральную репетицию нужно провести безотлагательно. Времени на подготовку нет, и актёры вынуждены импровизировать, создавая постановку буквально на ходу.

По словам режиссёра Дмитрия Огородникова, театр находится в ситуации выживания под надзором проверяющего цензора. В процессе репетиций артисты постепенно осознают, что в пьесе скрыта политическая сатира, а значит, они рискуют. Герои оказываются на переломном этапе, где каждый пытается найти своё место и сохранить себя. Режиссёр балансирует на грани, а актёры стремятся достойно выполнить свою работу. История отражает напряжённость того времени и сложность существования в таких условиях.
«Знаете, театр действительно живет в непростых условиях, и дело не только в конфликте с государством. Театр как искусство воспринимает острые темы более чутко, и это может идти вразрез с общепринятым мнением, пусть и не в прямом конфликте. Есть и внутренние сложности: когда идет постановка государственного спектакля, на который выделены деньги и сроки, возникают различные препятствия.
Театр работает только с живыми людьми, и здесь не получится, как в кино, что-то переснять или переделать. Театр по своей природе всегда находится в состоянии определенного стресса. И это нормально — как только театр начинает чувствовать себя слишком комфортно, он начинает угасать. Именно противоречия и конфликты — внутри пьесы, между актерами, с публикой — дают ему жизнь и связь со зрителем, который приходит поделиться своей болью», — говорит Дмитрий Огородников.

«Это служба, а не игра»
Персонажи вынуждены создавать спектакль в экстремальных условиях, они прикладывают все усилия для его успешного воплощения. Огородников подчёркивает искреннюю преданность артистов своему делу, их способность быстро собраться и глубокую любовь к театральному искусству.
В новом спектакле Мария Старосельцева воплощает образ помощника режиссера — незаменимого ассистента художественного руководителя, на чьи плечи ложится вся организационная нагрузка при постановке спектакля. Для создания достоверного образа актриса изучала работу реальных театральных помощников режиссера.
По словам самой Марии Старосельцевой, её коллеги по театру — помощники режиссера Наталья Фирстова и Ольга Свистунова — признавали в её героине собственные черты характера и профессиональные особенности. «В театре не работают, а служат», — отмечает актриса, подчеркивая особый характер театральной профессии. Она также обращает внимание на то, что профессия помощника режиссера не имеет специального обучения — это призвание людей, искренне преданных театру и любящих свою работу с артистами.
Вне времени
Несмотря на то, что пьеса была написана в 20 веке, режиссёр отмечает, что история находится вне времени. На сцене можно будет увидеть костюмы прошлого столетия, но в основном история будет понятна каждому и интересна, ведь людям всегда навиться узнавать «изнанку».
«Для меня было важно сохранить атмосферу начала 20 века. Это будет заметно по костюмам и некоторым деталям, особенно когда герои переодеваются в театральные костюмы. Кстати, туземецв на сцене не будет. Я стремился создать связь с современностью. Поэтому некоторые элементы были адаптированы под сегодняшний день. В каком-то смысле, это действительно история вне времени, хотя такое определение не совсем точное. Но в декорациях и костюмах всё же присутствуют отсылки к той эпохе, её стилистике», — отмечает Огородников.