На малой сцене «Студии Любови Ермолаевой» прошла премьера, пожалуй, самого загадочного спектакля во всей истории театра - «То, чего нет» по произведениям и дневникам Зинаиды Гиппиус.
Имя Гиппиус мало кому известно из молодого поколения, хотя век назад русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик была известна всему миру: её критические статьи били не в бровь, а в глаз, пьесы в советских театрах ставили даже после её эмиграции во Францию.
«Да, верю в любовь, как силу великую. Верю, но знаю, чуда нет и не будет... Не буду же просить подставить мне лестницу к облакам, раз у меня нет крыльев...» - писала Зинаида Николаевна. Что кроется за этими строками? Какую трагедию поэтесса скрывала всю свою жизнь?
Обратная сторона Луны
Однажды Лев Гумилёв в разговоре со своей матерью Анной Ахматовой сказал, что поэты Серебряного века отличаются от поэтов Золотого тем, что они не Солнце, а Луна, то есть сияют отражённым светом. Зинаида Гиппиус, одна из видных представительниц Серебряного века, и была такой Луной: своенравной, колдовской, мягкой и жестокой одновременно, бесконечно далёкой и одинокой. И видна была посторонним только одна её сторона.
Она любила эпатировать публику откровенными нарядами, шокирующими заявлениями и неординарным поведением. Пока одни восхищались работами литератора, другие выказывали идеологу русского символизма пренебрежение, заявляя, что её гений достаточно посредственен.
Всё в этой женщине было противоречивым. Так, выйдя замуж за писателя Дмитрия Мережковского, она не была близка со своим мужем. Вместо семейного счастья супруги строили семью нового времени, состоящую из трёх человек, связанных платоническими чувствами. В любую погоду и при любых обстоятельствах Зинаида Николаевна ходила только в белом. Любила смущать людей, но при этом в эмиграции сплотила вокруг себя русскую интеллигенцию и помогала бедствующим соотечественникам. Была безумно одинокой, хотя в браке с Мережковским прожила более 50 лет. И всю свою жизнь искала настоящую любовь, не плотскую и не духовную, а ту, из-за которой у человека вырастают крылья. Именно любовь является ключом к пониманию всех безумств, которые творила Гиппиус.
Спектакль «То, чего нет» о такой неординарной личности, как Зинаида Гиппиус, не мог получиться стандартным. Это моноспектакль актрисы и режиссёра Ольги Постоноговой.
Вне зоны комфорта
Постановка в иммерсивном формате. Иммерсивный в переводе с английского значит «создающий эффект присутствия». В этом жанре для постановщика главное - сделать зрителей соучастниками действия. Современные технологические решения позволяют активизировать внутреннее восприятие окружающего пространства, что даёт возможность формирования чувственного восприятия и создания внутреннего ощущения включённости (вживания) в реализуемый процесс. Зрители находятся на сцене, наблюдают действо буквально в метре от себя и иногда даже включаются в процесс, что выводит их из зоны комфорта и пассивного наблюдения. Непривычно, правда? Зрители с головой окунаются в страсти, кипящие в душе героини, которая напоминает оголённый нерв.
В спектакле звучат стихи Зинаиды Гиппиус, отрывки из её пьес, эпизоды биографии и отрывки из дневников писательницы, воспоминания современников. Постепенно из-под лика колдуньи с чугунным сердцем и тёмной душой вырисовывается другой образ. Какой? Каждый видит в нём что-то своё, он сияет, как луна, отражённым светом.
Режиссёр спектакля - Ольга Постоногова, хореограф - Наталья Коротаева, художник по свету - Вячеслав Козловкий. В спектакле звучат произведения Зинаиды Гиппиус «Электричество», «Пауки», «К пруду», «Кровь», «Любовь одна», «Божья тварь», «Боль», «Мученица», «Улыбка», «Нет», «Дьяволёнок», «Серое платьице», «Отрада». Отрывки из дневников Гиппиус - «Чёрная тетрадь» и «Синяя тетрадь».
16+