В последние осенние дни на сцене Омского государственного музыкального театра вспыхнули настоящие андалусские страсти.
В конце ноября здесь состоялась премьера новой версии балета «Кармен» (12+) — уже третьей по счёту в истории театра.
Нестареющая история
История, рассказанная более полутора веков назад французским писателем Проспером Мериме, продолжает волновать сердца. В 1875 году Жорж Бизе создал на её основе одну из величайших опер в истории музыки. С тех пор к трагическому сюжету о страсти и свободе обращаются снова и снова, в том числе и в балетном искусстве.
Вот и Омский музыкальный театр решил в третий раз возвратиться к «вечному». Первое знакомство омской публики с Кармен состоялось в середине 1990-х годов, когда Сергей Колесник поставил «16 эпизодов о любви, ненависти и смерти». Спустя почти два десятилетия Надежда Китаева работала над хореографией в оперной постановке Николая Покотыло.
И вот теперь — новая, современная балетная версия. Автором либретто и хореографии выступила главный балетмейстер театра, известный омский постановщик Надежда Калинина — признанный мастер, чьё имя хорошо известно театральной публике. Её постановка «Шинели» по Гоголю 15 лет назад стала событием в балетном мире и принесла престижную награду «Золотой Витязь». В её творческом багаже — успешные работы «Идиот», «Эсмеральда», «Золушка» и другие известные спектакли.
«Идея премьерной постановки «Кармен» зародилась давно. В труппе есть балерины, которые по амплуа соответствуют образу главной героини. Ну и, конечно, сыграла большую роль шикарная музыка Бизе — шлягер, на мой взгляд. Она не перестаёт вдохновлять, я её обожаю и радуюсь каждому звуку», — говорит Надежда Калинина.

Тандем своих и гостей
В центре повествования — разрушительная страсть между свободолюбивой цыганкой Кармен и солдатом Хозе. Их встреча на улицах Андалусии перерастает в одержимость. Ради любви Хозе становится дезертиром и контрабандистом, но то, что он принимает за любовь, оказывается губительной страстью.
Кармен, ценящая свою свободу выше всего, не может принадлежать одному человеку. Эта роковая коллизия, где чувства переплетаются с ревностью, а желание обладать — с жаждой независимости, приводит к неизбежной трагедии, которая вот уже много лет не оставляет равнодушным ни одного зрителя.
«Это яркая, красочная, страстная история, где-то с подменой понятий: страсть выдается за любовь, и токсичность этих отношений, конечно, ни к чему хорошему не приводит. Очень много здесь можно размышлять», — отмечает балетмейстер-постановщик.
Главные мужские роли исполняют приглашённые звезды. Партию рокового Хозе на премьере станцевал солист балета Иван Оскорбин, имеющий опыт выступлений в Мариинском и Большом театрах. Образ тореадора Эскамильо воплотил заслуженный артист России Михаил Лифинцев из Новосибирска.
А вот роль своенравной Карменситы доверили собственным солисткам — Екатерине Жигаловой и Наталье Рыжковой. Балерины готовятся показать две разные грани знаменитой героини.

В каждой детали - чувства
Для того чтобы премьера состоялась проделан титанический труд целой армии мастеров. Для спектакля сшито 160 костюмов. Только у главной героини их шесть. И вес некоторых нарядов достигает 10, а то и больше килограммов. Танец в таком облачении - настоящий вызов для хрупкой балерины.
Помимо костюмов, изготовлено более 80 головных уборов и 20 вееров, которые помогают артисткам расставить эмоциональные акценты. Даже обувь для спектакля — более полусотни пары сапог и джазовок — сшиты вручную из натуральной кожи.
«Гусарская баллада». В омском музтеатре прошла премьера героической комедии
«Что наша жизнь? Игра!» Омский музыкальный театр открыл сезон гала‑концертом
Коллективу Музыкального театра Омска представили нового режиссёра
Ах, водевиль! Омский музтеатр закрыл 78 сезон фееричной музыкальной комедией
«Йо-хо-хо, и бутылка рому!» В музтеатре взяли курс на «Остров сокровищ»