Вокруг того, как соотносятся реклама и искусство, всегда идут дискуссии. Из-за коммерческой природы рекламы и основной её задачи - продаж - многие люди не считают рекламу искусством, более того, противопоставляют одно другому.
Но в Омске открылась выставка под названием «Реклама как искусство» в креативном пространстве «306 квадратов». Корреспондент «АиФ в Омске» пообщался с организатором экспозиции Екатериной Фёдоровой и узнал, какие примеры коллабораций рекламных брендов с именитыми художниками она считает успешными и почему многие работы на выставке позволили по-новому взглянуть на знакомые омские бренды.
Как родилась идея?
Юлия Истомина, «АиФ в Омске»: Екатерина, расскажите подробнее о выставке «Реклама как искусство». Много ли времени заняла её подготовка и почему вы решили выбрать именно такую тему?
Екатерина Фёдорова: Поскольку мы работаем со специальностью «реклама» в Омском музыкально-педагогическом колледже, где у нас в программе много художественных дисциплин, и у меня уже был опыт проведения выставок по другим темам, мне захотелось сделать новое мероприятие. А тема «Реклама как искусство» возникла потому, что изначально именно художники работали над рекламой. Первыми реализаторами рекламных проектов были такие художники, как Александр Родченко, Альфонс Муха, Анри де Тулуз-Лотрек.
Художники делали очень много рекламы. Например, Сальвадор Дали создал логотип чупа-чупса, мало кто это знает. Его союз с Эльзой Скиапарелли является одной из первых в истории моды коллабораций художника и дизайнера. Искусство тиражировал и король поп-арта Энди Уорхол. В конце 1950-х он представил публике серию произведений, выполненных с соблюдением всех необходимых критериев для того, чтобы привлечь тогдашнего зрителя. Это были простые изображения бытовых вещей: пылесосов, консервов, бутылок, телевизоров и многого другого.
Подготовка к выставке заняла у нас три месяца. Часть работ была сделана в рамках практики, кто-то сам заинтересовался и изъявил желание поучаствовать. Большую часть работ сделали ребята с разных специальностей и направлений, да и преподаватели внесли свою лепту.
- А почему преподаватели решили принять участие?
- Для того чтобы быть на волне с молодёжью. У нас преподаватели - это часто практикующие художники, дизайнеры, у многих есть свои производства.
- На выставке в том числе представлена и ваша работа. Какая она? Поделитесь, чем вы вдохновлялись при её создании?
- Картина называется «Атмосфера кафе». Она посвящена одному из моих любимых мест в городе - кофейне на Интернациональной. Там интересный интерьер: кирпичная лофтовая стена, высокий потолок, скруглённые сверху окна. Когда заходишь в это помещение, оно внутри такое тихое, а за стеклом слышится гул города, для меня это очень цепляющая эмоция. И вот ты сидишь спокойно, пьёшь кофе, а за окном мелькают машины, прогуливаются люди.
Чем удивили работы?
- Вы также присуждали призовые места участникам выставки. Эти работы зацепили идеей или, быть может, поразили техникой выполнения?
- Первое место заняла работа «Театральный ужин», это интерпретация рекламы драмтеатра. За столом сидят великие писатели - Достоевский, Чехов, Гоголь - и театр представлен в виде блюда. На самом деле первая реклама как раз была посвящена театральным постановкам, кабаре.
Второе место присудили картине «Любинская на Любинской». Она очень интересно выполнена, там техника коллажа с прорисовками. Издалека кажется одно, а когда смотришь вблизи, видишь совсем другое. Это всё-таки наш продукт, который знают во многих уголках страны, так же, как сыр «Омичка». И обратите внимание, небо в цветах российского флага. Посыл у ребят был глубокий.
Третье место - работа, где изображена пожилая пара. Тоже место встречи, поиска гармонии, атмосфера кафе. Мне кажется, эти чувства знакомы каждому. Ты приходишь в любимую кофейню - и это просто другой мир, твой оазис умиротворения.
Ещё мы отметили картинку «Омский завтрак» в советском плакатном стиле. Мужчина намазывает на хлеб сгущёнку. Также выделяется работа, которая не попала в призовой список - «Золотой хлеб», на ней изображён хлеб в упаковке «Хлебодара». Это интерпретация произведения Рене Магритта «Золотая легенда».
В Омске, кстати, реклама рационально-информационного характера, в ней мало эмоций, красивых картинок. Она по большому счёту совершенно не цепляет эмоционально.
- Посетители экспозиции увидят на картинах только знакомые бренды или что-то для них станет открытием?
- Не все, наверное, знают бренд MyBaсio. Это сумки ручной работы, которые делаются именно в Омске, а носят их и в столице, и в зарубежных странах. Они есть в гардеробе многих актрис, блогеров, известных людей.
Одна из картин посвящена именно этому бренду. Работа выполнена в японском стиле, потому что в коллекции бренда есть сумка именно с такой росписью в японском стиле. Остальные бренды более-менее известные: «СибХолод», «Инмарко» и др.
- А какие омские производители у вас самые любимые, чьё позиционирование вам, например, импонирует? Это ведь особенно актуально сейчас, когда тема импортозамещения приобретает новое звучание.
- У нашей выставки в процессе подготовки появился новый смысл. Бренды были и раньше, а сейчас стали актуальнее. Вот, например, сюжет «Запасливая хозяйка» заиграл новыми красками. Это интерпретация «Я и мои попугаи» Фриды Кало. У неё на плечах сидят попугаи, а у нас макароны. Так что тема импортозамещения актуальнейшая.
У нас чудесное мороженое, такого нет нигде. У нас отличные мясопродукты, молочная продукция, вкусный хлеб. Всё натуральное. То, что растёт в нашем регионе, позволяет производить продукты высочайшего качества.
- А бренды, которые участники отобразили в своих работах, уже как-то отреагировали на организованную выставку?
- Сами владельцы брендов, наверное, пока не в курсе. Но мы им обязательно напишем, уже создали образец текстового обращения. Каждому пошлём письмо на электронную почту либо в соцсети, в котором поделимся новостями и отправим цифровую версию рекламного плаката.
Чего не хватает?
- Как вы оцениваете омскую рекламу, какие проблемы особенно ощутимы в этой отрасли?
- Омской рекламе не хватает вкуса, потому что в большинстве случаев её делают люди смежных профессий. Мы видим визуальный шум на улице, а то, что представлено на баннерах, часто бывает совсем плохого качества в плане графического дизайна.
Но всё равно уже есть некоторая тенденция к улучшению как содержимого, так и качества изготовления. Город стремится приобрести свой дизайн-код (это чистый дизайн вывесок, чистые окна, минимизация визуального шума, который отвлекает). Но у нас ещё нет регламента, рекламодатели пока не обязаны следовать дизайн-коду. В Москве и других городах, например, это уже сделано и работает только в плюс.
Многие предприниматели стали понимать, что нужно уделять внимание дизайну. Отличный пример - наши кофейни Skuratov, Coffee Anytime. Видно, что там над рекламой работают профессиональные дизайнеры.
В Омске, кстати, реклама рационально-информационного характера, в ней мало эмоций, красивых картинок. Она по большому счёту совершенно не цепляет эмоционально. Было бы интереснее, если бы баннеры и ролики цепляли какой-то картинкой, графическими трендами. Всё, что отличается от привычного, заставляет людей обратить внимание.
- Почему студенты сегодня идут обучаться рекламе?
- Я считаю, что это базовая профессия, которая пригодится в любой сфере нашей жизни. Вот решите вы, допустим, хлеб печь, нужен вам сайт? Нужен! Нужна вам реклама в соцсети - конечно. А если стать дизайнером одежды, то, обучаясь, вы получите художественную базу, а также познакомитесь с основами менеджмента, маркетинга и рекламных коммуникационных технологий. После колледжа перед студентом открыто множество путей с той базой, которую он имеет.
- Реклама, по вашему мнению, является искусством?
- Кто-то однажды сказал: биохимия - это искусство, проектирование инженерных систем - это искусство, создание нового продукта - это тоже искусство. Вся человеческая деятельность относится к искусству. Реклама - это ответвление изобразительного жанра. Понятно, что уровни разные, но тут уже можно долго рассуждать о понимании современного искусства.
Организаторы благодарят Площадку (молодежное пространство) 306 квадратов в областной библиотеке им. Пушкина за помощь в организации выставки.