Примерное время чтения: 10 минут
337

Реклама как искусство. Художники творчески обыграли известные омские бренды

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ в Омске № 16 20/04/2022
Ребята и преподаватели создали новую необычную рекламу омских компаний.
Ребята и преподаватели создали новую необычную рекламу омских компаний. / Екатерина Фёдорова / личный архив

Вокруг того, как соотносятся реклама и искусство, всегда идут дискуссии. Из-за коммерческой природы рекламы и основной её задачи - продаж - многие люди не считают рекламу искусством, более того, противопоставляют одно другому.

Но в Омске открылась выставка под названием «Реклама как искусство» в креативном пространстве «306 квадратов». Корреспондент «АиФ в Омске» пообщался с организатором экспозиции Екатериной Фёдоровой и узнал, какие примеры коллабораций рекламных брендов с именитыми художниками она считает успешными и почему многие работы на выставке позволили по-новому взглянуть на знакомые омские бренды.

Как родилась идея?

Юлия Истомина, «АиФ в Омске»: Екатерина, расскажите подробнее о выставке «Реклама как искусство». Много ли времени заняла её подготовка и почему вы решили выбрать именно такую тему?

Екатерина Фёдорова: Поскольку мы работаем со специальностью «реклама» в Омском музыкально-педагогическом колледже, где у нас в программе много художественных дисциплин, и у меня уже был опыт проведения выставок по другим темам, мне захотелось сделать новое мероприятие. А тема «Реклама как искусство» возникла потому, что изначально именно художники работали над рекламой. Первыми реализаторами рекламных проектов были такие художники, как Александр Родченко, Альфонс Муха, Анри де Тулуз-Лотрек.

Художники делали очень много рекламы. Например, Сальвадор Дали создал логотип чупа-чупса, мало кто это знает. Его союз с Эльзой Скиапарелли является одной из первых в истории моды коллабораций художника и дизайнера. Искусство тиражировал и король поп-арта Энди Уорхол. В конце 1950-х он представил публике серию произведений, выполненных с соблюдением всех необходимых критериев для того, чтобы привлечь тогдашнего зрителя. Это были простые изображения бытовых вещей: пылесосов, консервов, бутылок, телевизоров и многого другого.

Подготовка к выставке заняла у нас три месяца. Часть работ была сделана в рамках практики, кто-то сам заинтересовался и изъявил желание поучаствовать. Большую часть работ сделали ребята с разных специальностей и направлений, да и преподаватели внесли свою лепту.

Свою работу Екатерина посвятила одному из моих любимых мест в городе - кофейне на Интернациональной.
Свою работу Екатерина посвятила одному из моих любимых мест в городе - кофейне на Интернациональной. Фото: личный архив/ Екатерина Фёдорова

- А почему преподаватели решили принять участие?

- Для того чтобы быть на волне с молодёжью. У нас преподаватели - это часто практикующие художники, дизайнеры, у многих есть свои производства.

- На выставке в том числе представлена и ваша работа. Какая она? Поделитесь, чем вы вдохновлялись при её создании?

- Картина называется «Атмосфера кафе». Она посвящена одному из моих любимых мест в городе - кофейне на Интернациональной. Там интересный интерьер: кирпичная лофтовая стена, высокий потолок, скруглённые сверху окна. Когда заходишь в это помещение, оно внутри такое тихое, а за стеклом слышится гул города, для меня это очень цепляющая эмоция. И вот ты сидишь спокойно, пьёшь кофе, а за окном мелькают машины, прогуливаются люди.

Чем удивили работы?

- Вы также присуждали призовые места участникам выставки. Эти работы зацепили идеей или,  быть может, поразили техникой выполнения?

- Первое место заняла работа «Театральный ужин», это интерпретация рекламы драмтеатра. За столом сидят великие писатели - Достоевский, Чехов, Гоголь - и театр представлен в виде блюда. На самом деле первая реклама как раз была посвящена театральным постановкам, кабаре.

Второе место присудили картине «Любинская на Любинской». Она очень интересно выполнена, там техника коллажа с прорисовками. Издалека кажется одно, а когда смотришь вблизи, видишь совсем другое. Это всё-таки наш продукт, который знают во многих уголках страны, так же, как сыр «Омичка». И обратите внимание, небо в цветах российского флага. Посыл у ребят был глубокий.

Всем понравилась картина, выполненная в технике коллаж, под названием «Любинская на Любинской».
Всем понравилась картина, выполненная в технике коллаж, под названием «Любинская на Любинской». Фото: личный архив/ Екатерина Фёдорова

Третье место - работа, где изображена пожилая пара. Тоже место встречи, поиска гармонии, атмосфера кафе. Мне кажется, эти чувства знакомы каждому. Ты приходишь в любимую кофейню - и это просто другой мир, твой оазис умиротворения.

Ещё мы отметили картинку «Омский завтрак» в советском плакатном стиле. Мужчина намазывает на хлеб сгущёнку. Также выделяется работа, которая не попала в призовой список - «Золотой хлеб», на ней изображён хлеб в упаковке «Хлебодара». Это интерпретация произведения Рене Магритта «Золотая легенда».

В Омске, кстати, реклама рационально-информационного характера, в ней мало эмоций, красивых картинок. Она по большому счёту совершенно не цепляет эмоционально.

- Посетители экспозиции увидят на картинах только знакомые бренды или что-то для них станет открытием?

- Не все, наверное, знают бренд MyBaсio. Это сумки ручной работы, которые делаются именно в Омске, а носят их и в столице, и в зарубежных странах. Они есть в гардеробе многих актрис, блогеров, известных людей.

Одна из картин посвящена именно этому бренду. Работа выполнена в японском стиле, потому что в коллекции бренда есть сумка именно с такой росписью в японском стиле. Остальные бренды более-менее известные: «СибХолод», «Инмарко» и др.

Есть работы, рекламирующие культурные учреждения. В данном случае Драмтеатр.
Есть работы, рекламирующие культурные учреждения. В данном случае Драмтеатр. Фото: личный архив/ Екатерина Фёдорова

- А какие омские производители у вас самые любимые, чьё позиционирование вам, например, импонирует? Это ведь особенно актуально сейчас, когда тема импортозамещения приобретает новое звучание.

- У нашей выставки в процессе подготовки появился новый смысл. Бренды были и раньше, а сейчас стали актуальнее. Вот, например, сюжет «Запасливая хозяйка» заиграл новыми красками. Это интерпретация «Я и мои попугаи» Фриды Кало. У неё на плечах сидят попугаи, а у нас макароны. Так что тема импортозамещения актуальнейшая.

У нас чудесное мороженое, такого нет нигде. У нас отличные мясопродукты, молочная продукция, вкусный хлеб. Всё натуральное. То, что растёт в нашем регионе, позволяет производить продукты высочайшего качества.

- А бренды, которые участники отобразили в своих работах, уже как-то отреагировали на организованную выставку?

- Сами владельцы брендов, наверное, пока не в курсе. Но мы им обязательно напишем, уже создали образец текстового обращения. Каждому пошлём письмо на электронную почту либо в соцсети, в котором поделимся новостями и отправим цифровую версию рекламного плаката.

Чего не хватает?

- Как вы оцениваете омскую рекламу, какие проблемы особенно ощутимы в этой отрасли?

- Омской рекламе не хватает вкуса, потому что в большинстве случаев её делают люди смежных профессий. Мы видим визуальный шум на улице, а то, что представлено на баннерах, часто бывает совсем плохого качества в плане графического дизайна.

Но всё равно уже есть некоторая тенденция к улучшению как содержимого, так и качества  изготовления. Город стремится приобрести свой дизайн-код (это чистый дизайн вывесок, чистые окна, минимизация визуального шума, который отвлекает). Но у нас ещё нет регламента, рекламодатели пока не обязаны следовать дизайн-коду. В Москве и других городах, например, это уже сделано и работает только в плюс.

Многие предприниматели стали понимать, что нужно уделять внимание дизайну. Отличный пример - наши кофейни Skuratov, Coffee Anytime. Видно, что там над рекламой работают профессиональные дизайнеры.

Любинскую сгущёнку знают не только в Омске, но и в других городах и странах.
Любинскую сгущёнку знают не только в Омске, но и в других городах и странах. Фото: личный архив/ Екатерина Фёдорова

В Омске, кстати, реклама рационально-информационного характера, в ней мало эмоций, красивых картинок. Она по большому счёту совершенно не цепляет эмоционально. Было бы интереснее, если бы баннеры и ролики цепляли какой-то картинкой, графическими трендами. Всё, что отличается от привычного, заставляет людей обратить внимание.

- Почему студенты сегодня идут обучаться рекламе?

- Я считаю, что это базовая профессия, которая пригодится в любой сфере нашей жизни. Вот решите вы, допустим, хлеб печь, нужен вам сайт? Нужен! Нужна вам реклама в соцсети - конечно. А если стать дизайнером одежды, то, обучаясь, вы получите художественную базу, а также познакомитесь с основами менеджмента, маркетинга и рекламных коммуникационных технологий. После колледжа перед студентом открыто множество путей с той базой, которую он имеет.

- Реклама, по вашему мнению, является искусством?

- Кто-то однажды сказал: биохимия - это искусство, проектирование инженерных систем - это искусство, создание нового продукта - это тоже искусство. Вся человеческая деятельность относится к искусству. Реклама - это ответвление изобразительного жанра. Понятно, что уровни разные, но тут уже можно долго рассуждать о понимании современного искусства.

Организаторы благодарят Площадку (молодежное пространство) 306 квадратов в областной библиотеке им. Пушкина за помощь в организации выставки.

ДОСЬЕ
Екатерина ФЁДОРОВА. Родилась в 1985 году в Омске. Окончила ОмГТУ по направлению «Конструирование изделий лёгкой промышленности», а также магистратуру ОмГУ им. Ф. М. Достоевского по направлению «Графический дизайн». Член Союза дизайнеров, руководитель специальности «реклама» в Омском музыкально-педагогическом колледже (ОМПК), преподаватель специальных дисциплин.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах