В Омске завершился VI международный фестиваль «Академия».
Большие гастроли
Большим подарком для омской публики стали гастроли московского театра им. Евгения Вахтангова, который привез пять хитовых спектаклей своего репертуара.
В спектакле поражают потрясающими актерскими работами народные артистыРФ Ирина Купченко, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, а также молодые артисты Ольга Лерман, Виктор Добронравов и Мария Волкова. Актеры чутко существуют в рисунке роли, внимательно прислушиваются к концепции режиссера. Возможно, «Евгений Онегин» и стал самым ярким впечатлением фестиваля именно потому, что все было сделано на благо спектаклю, никто не тянул одеяло на себя.
Чего не скажешь о «Медее» в постановке Михаила Цитриняка. Пьеса Жана Ануя, которая на новый манер пересказывает античный миф, превратилась с бенефис двух актеров Юлии Рутберг (Медея) и Григория Антипенко (Язон). Спектакль выглядит антрепризным, с тем отличием только, что в коммерческой антрепризе «звезды» обычно играют комедии, а тут под вывеской федерального театра решили остановится на более серьезном материале. Роль Медеи – большой подарок для любой актрисы, и Юлия Руберг выкладывается по полной. Возможно, у нее и получился бы интересный персонаж, если бы в спектакле присутствовала крепкая режиссура. Но как бы не старалась прима, вытянуть трагедию на греческий мотив ей не удается. А статичный партнер в лице Григория Антипенко перекрывает все пути к потенциальному художественному прорыву.
Вот тут к месту будет задуматься о выборе спектаклей, которые театр Вахтангова привез в Омск: рядом с шедевральным «Евгением Онегиным» зрительские хиты, развлекательные спектакли «Мадмуазель Нитуш», «Ревнивая к себе самой» и «Медея», которая, не будучи чисто развлекательной, все же привлекает публику не художественной наполненностью, а медийными лицами, занятыми в главных ролях. Немного попсовый репертуар, согласитесь?
Поэтому большие ожидания были возложены на спектакль «Наш класс», который совершенно не встраивается в этот развлекательный ряд: здесь нет ни одного узнаваемого лица, а материал, пьеса Тадеуша Слободзянека, сложный и многогранный. Спектакль рассказывает об одноклассниках, поляках и евреях, их история начинается в 20-х годах ХХ века и продолжается до начала двухтысячных. На долю героев выпадет и геноцид, и война, и расследование военных преступлений. У персонажей есть реальные прототипы – события, происходящие в пьесе, документальны.
«Наш класс» - это в первую очередь филигранный актерский ансамбль, состоящий из вчерашних выпускников «Первой студии» театра имени Вахтангова. Режиссер спектакля и педагог студийцев Наталья Ковалева решает непростой материал весьма прямолинейно, переносит действие в школьный класс, где у каждого ученика своя грифельная доска: мелом рядом с силуэтом героя написано имя и годы жизни. Так зритель сразу понимает, кто из молодых ребят погибнет в самом начале 41-го… Спектакль парадоксален: пьеса, которая не может оставить равнодушным, чуткие и энергичные молодые артисты и слабенькая, ожидаемая трактовка режиссера. Но эта неуравновешенность не мешает спектаклю быть зрительским хитом вахтанговского театра.
Камерный формат
Совсем иная программа была представлена на камерной сцене омской драмы: пять постановок, три из них моноспектали, отвечали за международную составляющую фестиваля.
Большой удачей камерной программы стал сербский спектакль по «Трем сестрам» А.П. Чехова. Театр «Бора Станкович» из города Вранье привез постановку Трайче Горгиева. Режиссер окружил своих артистов зрителями со всех сторон, будто пригласил публику на обед в дом Прозоровых. Три сестры в сербской постановке словно сошли с экрана киноленты тридцатых годов, весьма декадентские особы. Вокруг них, кажется, сплошь хорошие люди, и только Наташа выделяется своим неуместно современным платьем. Герои классической пьесы будто все поголовно впали в созерцательность и дзен. А плакаты с московскими пейзажами, к которым герои обращаются в минуту отчаяния, заменили в этом доме иконы в красном углу. Холодные и спокойные, но наполненные внутренне актерские работы, казалось бы, и не нуждались и искусственных подпорках из сценографии и визуальных эффектов.
На пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля арт-директор «Академии» Александр Вислов отметил, что многие спектакли афиши апеллируют к культурной и исторической памяти нашей страны, как, например, «Наш класс» театра им. Вахтангова, моноспектакли Роберта Акопяна «К вам обращаюсь» (Ереван, Армения) и Роберта Якобсона «В тени ненависти растут цветы» (Этран, Швеция). Кстати, показали в Омске и спектакль самого Александра Вислова «Омлет», в постановке театра Российской армии арт-директор фестиваля выступил как драматург и режиссер.
Тонкая, искренняя и страстная работа вышла у Роберта Акопяна в спектакле «К вам обращаюсь», поднявшем непростую тему о геноциде армян. Спектакль аккуратно сбалансирован, рядом с воспоминаниями о беззаботном детстве героя, и тяжелые воспоминания о смерти близких и непростом пути к новой жизни… Герой готовится встречать Новый год (судя по виду из бутафорского окна, где-то в Нью-Йорке), он выпивает и исповедуется людям, которые волей судьбы оказались рядом. Пьеса – набор воспоминаний, каждое из которых ассоциируется у героя Роберта Акопяна с какой-то вещью: ароматный гранат, старая пластика, кукла-пастушок и т.д. Этими вещественным воспоминаниями он украсит праздничную ель, а потом накроет ее лоскутком черной материи: радость девства уже никогда не будет лишь светлым праздником…
Фестиваль Академия пролетел как одно мгновение. Самые разные театральные впечатления оставил он после себя. Уже в октябре праздник искусства Омский академический театр драмы повезет в Москву, чтобы на сцене вахтанговского театра показать столичной публике лучшие спектакли своего репертуара.