Современный театр отличается от того, который был 100 и более лет назад, тем, что он максимально разнообразен. Такого количества форм и видов театра не было ни в одном отрезке времени. Так сложилось, что все эволюционные формы театра копились, слегка видоизменяясь, и благополучно дожили до наших дней, экспериментальные формы, считающиеся в прошлом веке хулиганством, стали сейчас частью театральной нормы.
![Режиссёры на сцене создают многомерные вселенные.](https://static1-repo.aif.ru/1/77/1313663/c/afbd3103d60067b35e5e380f710b3448.jpg)
Как это всё классифицировать? Категория разделения по жанрам перестала работать – сейчас театральные постановки представляют собой смешение нескольких жанров.
Два полюса
Театральный критик Алексей Киселёв предлагает определять постановки с точки зрения реальности-вымышленности представляемой вселенной. По его мнению, есть режиссёры и художники, создающие на сцене вымышленные миры, в которых не работает житейская логика, а есть мастера-документалисты, спектакли которых суть отражение объективной реальности. И все они очень популярны у зрителей. Примером первых могут служить цирк «Дю Солей», режиссёрские работы Максима Диденко и Дмитрия Крымова, театров «Ахе», «Тень», «Трикстер» и пр. Созданные ими миры поражают своей фантастичностью, это полное погружение в фантазию автора. Яркий представитель документального театра – «Римини протокол» (Rimini Protokoll). Это несколько человек, которые делают спектакли, основываясь на социологических данных, реальных людях и событиях. Причём эти постановки создаются буквально на глазах у зрителей, там нет профессиональных актёров, а режиссёр является модератором действа – получается некий усложнённый вариант фокус-группы.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/29/1313658/c/76aed42db933dc129d8e8c14ff03a97e.jpg)
Откуда это взялось и для чего? По данным опроса, проведённого в Фейсбуке Королевской шекспировской компанией, для людей театр существует в двух ипостасях: как отражение настоящей жизни и как вымышленный мир, уход от реальности. То есть, всё современное театральное многообразие – это всего лишь ответ на запрос времени.
Так, в Большом драматическом театре им. Товстоногова в Санкт-Петербурге творит режиссёр Андрей Могучий. Одна из его постановок - блокбастер «Три толстяка» - была номинирована на престижную премию «Золотая маска». Спектакль технически очень сложен из-за спецэффектов – на сцене решается глобальная задача спасения человечества от разрушительной энергии Т-3 (Три толстяка), спровоцировавшей на земном шаре революции и катастрофы. Уже вышло два эпизода, репетируются следующие.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/016/905/a51f0d07710b0285c121d2cbfb692402.jpg)
Многие современные постановки не имеют сюжета в традиционном понимании, в их основе не лежит литературное произведение, но у них есть своя логика. По мнению театральных искусствоведов, театр перестал зависеть от литературы, стал полностью самостоятельным.
Авито и пожарный занавес
В современном театре правила диктуют не режиссёры, а художники. Они – соавторы вымышленных миров, работающие с пространством сцены, костюмами, способные буквально из ничего создать вселенную. Единственное, что затрудняет работу художника – пожарный занавес сцены, который в случае чрезвычайной ситуации отсекает зрителя от места действия. Пожарный занавес – исходная точка, от которой мастер может творить что хочет.
![Один из вымышленных миров.](https://static1-repo.aif.ru/1/20/1313659/c/3a66506a7805f5dea9591b3754e42968.jpg)
Для художников другого театрального полюса, занимающихся реалистичными постановками, пожарный занавес не играет никакой роли, они черпают вдохновение на Авито и других торговых интернет-площадках, где можно разжиться уникальными раритетными вещицами, которое станут украшением спектакля. Именно с Авито зачастую начинается работа театрального художника – приобретается мебель, аксессуары ручной работы, одежда, отражающая эпоху времени.