aif.ru counter

Постоянный эксперимент. Как театр стал самостоятельным видом искусства

Все материалы сюжета Омск - театральная и творческая столица

Кто, зачем и почему в российском театре сегодня создаёт вымышленные вселенные.

Театральный критик Алексей Киселёв на фестивале
Театральный критик Алексей Киселёв на фестивале "Золотая маска" в Омске. © / Светлана Казанцева / АиФ

Современный театр отличается от того, который был 100 и более лет назад, тем, что он максимально разнообразен. Такого количества форм и видов театра не было ни в одном отрезке времени. Так сложилось, что все эволюционные формы театра копились, слегка видоизменяясь, и благополучно дожили до наших дней, экспериментальные формы, считающиеся в прошлом веке хулиганством, стали сейчас частью театральной нормы.

Режиссёры на сцене создают многомерные вселенные.
Режиссёры на сцене создают многомерные вселенные. Фото: АиФ/ Светлана Казанцева

Как это всё классифицировать? Категория разделения по жанрам перестала работать – сейчас театральные постановки представляют собой смешение нескольких жанров.

Два полюса

Театральный критик Алексей Киселёв предлагает определять постановки с точки зрения реальности-вымышленности представляемой вселенной. По его мнению, есть режиссёры и художники, создающие на сцене вымышленные миры, в которых не работает житейская логика, а есть мастера-документалисты, спектакли которых суть отражение объективной реальности. И все они очень популярны у зрителей. Примером первых могут служить цирк «Дю Солей», режиссёрские работы Максима Диденко и Дмитрия Крымова, театров «Ахе», «Тень», «Трикстер» и пр. Созданные ими миры поражают своей фантастичностью, это полное погружение в фантазию автора. Яркий представитель документального театра – «Римини протокол» (Rimini Protokoll). Это несколько человек, которые делают спектакли, основываясь на социологических данных, реальных людях и событиях. Причём эти постановки создаются буквально на глазах у зрителей, там нет профессиональных актёров, а режиссёр является модератором действа – получается некий усложнённый вариант фокус-группы.

"Стопроцентный Осло" от "Римини протокол". Фото: АиФ/ Светлана Казанцева

Откуда это взялось и для чего? По данным опроса, проведённого в Фейсбуке Королевской шекспировской компанией, для людей театр существует в двух ипостасях: как отражение настоящей жизни и как вымышленный мир, уход от реальности. То есть, всё современное театральное многообразие – это всего лишь ответ на запрос времени.

Так, в Большом драматическом театре им. Товстоногова в Санкт-Петербурге творит режиссёр Андрей Могучий. Одна из его постановок - блокбастер «Три толстяка» - была номинирована на престижную премию «Золотая маска». Спектакль технически очень сложен из-за спецэффектов – на сцене решается глобальная задача спасения человечества от разрушительной энергии Т-3 (Три толстяка), спровоцировавшей на земном шаре революции и катастрофы. Уже вышло два эпизода, репетируются следующие.

Ещё один представитель полюса вымышленных вселенных – Максим Диденко, хореограф и режиссёр. Одна из его «визитных карточек» - спектакль «Идиот» в жанре чёрной клоунады. В постановках Диденко важна картинка, именно она является шифром для понимания того, что же хотел сказать режиссёр. Здесь важно всё: свет, костюмы и пр.

Многие современные постановки не имеют сюжета в традиционном понимании, в их основе не лежит литературное произведение, но у них есть своя логика. По мнению театральных искусствоведов, театр перестал зависеть от литературы, стал полностью самостоятельным.

Авито и пожарный занавес

В современном театре правила диктуют не режиссёры, а художники. Они – соавторы вымышленных миров, работающие с пространством сцены, костюмами, способные буквально из ничего создать вселенную. Единственное, что затрудняет работу художника – пожарный занавес сцены, который в случае чрезвычайной ситуации отсекает зрителя от места действия. Пожарный занавес – исходная точка, от которой мастер может творить что хочет.

Один из вымышленных миров.
Один из вымышленных миров. Фото: АиФ/ Светлана Казанцева

Для художников другого театрального полюса, занимающихся реалистичными постановками, пожарный занавес не играет никакой роли, они черпают вдохновение на Авито и других торговых интернет-площадках, где можно разжиться уникальными раритетными вещицами, которое станут украшением спектакля. Именно с Авито зачастую начинается работа театрального художника – приобретается мебель, аксессуары ручной работы, одежда, отражающая эпоху времени.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как прикрепиться к медицинскому учреждению по месту жительства?
  2. Достаточно ли знака «инвалид» для парковки автомобиля на спецстоянке?
  3. Наказывают ли велосипедистов за нарушение ПДД?
  4. Как подготовить бизнес-план для участия в конкурсе?
В Омске начался месячник по благоустройству. Вы пойдёте на субботник?