Мистическая мистификация «Пиковая дама» в постановке Олега Жюгжды получила два приза: Гран-При «Лучший спектакль» и Приз профессиональных зрительских симпатий. Режиссер спектакля увез с фестиваля еще одну награду «За вклад в развитие искусства театра кукол».
«Пиковая дама» в интерпретации Олега Жюгжды стала представителем уникального жанра «мистической мистификации». Режиссер заметил: «Мистификация – это что-то придуманное, но претендующее на реальность. Во многом коллизии спектакля выдуманы, в частности последнее письмо к Чайковскому, но это не значит, что его не существовало в реальности, просто оно до нас не дошло. Мы подумали, что оно могло быть именно таким. Все линии спектакля сплетаются в сюжет, которого не было в действительности, но он вполне мог бы случиться».
В спектакле соединены повесть Пушкина и опера Чайковского. Солнце русской поэзии и гений русской музыки (как они заявлены в программке) самолично появляются на сцене чтобы выяснить чей же взгляд на историю Пиковой дамы верный: анекдотичный и легкий Пушкина или трагичный и пафосный Чайковского. Олег Жюгжда рассказывает: «Идея соединить двух реальных персонажей Пушника и Чайковского с литературными персонажами «Пиковой дамы», это не наша идея, если посмотреть глубже, то можно понять, что она принадлежит Модесту Чайковскому, который взялся когда-то за «Пиковую даму» и предложил брату написать оперу. Так что я здесь не претендую на оригинальность, очень часто соединялись эти персонажи. Получилась такая интересная, именно мистическая, история с какими-то заглядываниями по ту сторону реальности. У Пушкина эта история с юморком, с чертовщинкой, а у Чайковского все трагедийно, мощно. В этом спектакле настроение держится на грани этих двух характеров, колеблется то в одну сторону, то в другую».
Четыре актера меняясь ролями, разыгрывают «Пиковую даму» и с помощью кукол, без них. Миниатюрный Петербург, игральные карты, задорный щегольской романс, который поют актеры мужчины, смешная графиня, способная играючи обдурить всех, утонченные марионетки с ярким характером, бойкий ритм повествования, арии из оперы Чайковского, тысяча и одна оригинальная идея режиссера – и это еще не все, что есть в этом спектакле.
Пусть «Пиковая дама» не дословная иллюстрация классического произведения, но смелый и очень привлекательный взгляд на русское культурное достояние. Олег Жюгжда и актеры Гродненского областного театра кукол заставили весь зал влюбиться и в героев «Пиковой дамы», и в непокорных, непримиримых Пушкина и Чайковского. Спектакль с теплым, интеллигентным обаянием и тонким чувством юмора.
Мы спросили у Олега Жюгжды, чем, по его мнению, является вклад в развитие искусства кукольного театра (ведь премию именно с такой формулировкой ему вручили на фестивале): «Чем больше народа видит спектакль, чем большему народу он понравится, чем большее количество людей после этого спектакля захотят и дальше ходить в театр кукол на спектакли, популяризация жанра – это и есть вклад в развитие искусства кукольных театров».
И «Пиковая дама» подтверждает каждое слово режиссера, каждую присужденную премию. Не только жюри признало этот спектакль, приз профессиональных зрительских симпатий так же за Гродно. Все участники фестиваля из 21 театра: актеры, режиссеры, критики голосовали за спектакль, который, по их мнению, должен стать лучшим. Признание коллег – весомая заслуга.
Совсем скоро омичей ждет новая постановка от главного режиссера гродненского театра. Олег Жюгжда признался: «Поступило предложение из Омска – я очень долго прятался, т.к. предложений достаточно много, сложно совмещать с руководством театром своим, ну и надо выдерживать должный уровень, каждый раз делать что-то новое. Я предложил, в тайне надеясь, что руководство омского театра не согласится, поставить «Ворона» Карло Гоцци, но, как ни странно, омичи согласились».
Сибирский зритель будет ждать Олега Жюгжду с новыми свершениями в искусстве кукольного театра, но уже на омской сцене.
Справка
Олег Жюгжда – главный режиссер Гродненского областного театра кукол (с 2000 г.). Лауреат множества театральных премий (Украина, Беларусь, Литва). Обладатель «Хрустального кубка» Пражского Всемирного фестиваля кукольного искусства за лучшую режиссуру (2004). Лауреат и участник фестивалей в Беларуси, Болгарии, Венгрии, Италии, Литве, Норвегии, Польше, России, Украине, Хорватии, Чехии. Его постановки отмечены призами на фестивалях в Венгрии, Германии, Италии, Молдавии, Сербии, Украине, Хорватии, Эстонии, Югославии.