18 октября место бывшего каторжного острога в Степном бастионе Омской крепости, в котором писатель Фёдор Михайлович Достоевский отбывал наказание с 1850 по 1854 год, украсил символ свободы и жизни.
Для Достоевского Омск - не просто строчка в биографии. Четырёхлетний период занял важное место в идейной и творческой эволюции писателя. Омские впечатления отразились во многих его произведениях. Наш город - на страницах романов «Записки из Мёртвого дома», «Преступление и наказание». А прототипом Дмитрия Карамазова послужил Дмитрий Ильинский, также отбывавший здесь свой срок.
Символ жизни
На Омской земле Фёдор Михайлович провёл четыре тяжёлых года. Всё это время он мечтал о свободе. Годы спустя он описал свои чувства и переживания в повести «Записки из Мёртвого дома». Это произведение и вдохновило омского скульптора Александра Капралова на создание скульптурной композиции.
«Прошёл 21 год с установки скульптуры «Крест несущий». И вновь мне выпала честь изготовить памятный знак, но уже к 200-летию Достоевского. Я надеюсь, он удостоится внимания жителей города и, как любая скульптура, найдёт своего зрителя. Всегда очень сложно ставить работы, есть сомнения, всё ли получится», - поделился впечатлениями скульптор Александр Капралов.
Памятный знак в Театральном сквере представляет собой тюремную дверь и орла, вылетающего из неё на свободу. За основу проекта автором был взят эпизод из произведения «Записки из Мёртвого дома». Достоевский описывает раненного и измученного орла, которого кто-то из арестантов принёс в острог:
«Мне случалось не раз издали наблюдать его. Не видя никого и думая, что он один, он иногда решался недалеко выходить из угла и ковылял вдоль паль, шагов на двенадцать от своего места, потом возвращался назад, потом опять выходил, точно делал моцион. Завидя меня, он тотчас же изо всех сил, хромая и прискакивая, спешил на своё место и, откинув назад голову, разинув клюв, ощетинившись, тотчас же приготовлялся к бою. Никакими ласками я не мог смягчить его: он кусался и бился, говядины от меня не брал и всё время, бывало, как я над ним стою, пристально-пристально смотрел мне в глаза своим злым, пронзительным взглядом. Одиноко и злобно он ожидал смерти, не доверяя никому и не примиряясь ни с кем...»
Приручить орла заключённые так и не смогли, поэтому решили выпустить его. Вольнолюбивая птица, не оглядываясь, ушла подальше от острога.
Задуматься о прошлом и настоящем
Работа над памятником, выполненным в уникальной сварочной технике, заняла полтора года. В течение этого времени рождалась его идея, создавались различные варианты эскизов.
«Внешний облик городской скульптуры зависит от многих факторов. Это и место, и заказчики, и тема», - рассказывает Капралов.
Высота композиции составляет 3,5 метра, ширина - 1,5 метра. По мнению автора, самым сложным было определиться с размером памятного знака. Маленькая дверь могла бы потеряться в пространстве. От памятника большого размера также решили отказаться - это всё-таки не монумент.
Когда дверь закрывается, сразу ощущаешь ужас и понимаешь, что испытывал Достоевский во время отбывания наказания, его чувство стремления к свободе и выходу из-под гнёта.
Образ памятного знака - выношенный и выстраданный. Орёл был предложен директором омского литературного музея Виктором Вайнерманом, который вспомнил представленный ранее на одном из конкурсов по Достоевскому проект. Идея с дверью - это уже инициатива скульптора.
Примечательно, что эскиз для двери Капралов создал ещё 35 лет назад. Тобольский кремль и расположенную слева от него тюрьму, где и были сделаны зарисовки, скульптор посещал, обучаясь на худграфе. Степного орла для скульптуры нашли в охотничьем магазине: в процессе работы ему чуть-чуть увеличили туловище и сделали на 20 см больше крылья. Таких степных орлов, один из которых описан в «Записках из Мёртвого дома», можно встретить за городом.
Интересной деталью памятника стала открывающаяся маленькая дверка. Через такие в каторжном остроге подавали еду. А в современных реалиях, ведь сейчас время телефона и фотографий, она способна вызвать у жителей и гостей города дополнительный интерес.
«Александр Капралов творчески подошёл к каждой детали, обыграл эту дверь, - даёт оценку образу директор литературного музея Виктор Вайнерман. - Когда дверь закрывается, сразу ощущаешь ужас и думаешь, что испытывал Достоевский во время своего отбывания наказания, понимаешь чувство стремления к свободе и выходу из-под гнёта».
В торжественной церемонии открытия принял участие и губернатор Омской области Александр Бурков.
«По сути, Достоевский состоялся как писатель именно в нашем городе. Поэтому у нас особое отношение к памяти о нём, - подчеркнул Бурков. - В городе есть два памятника Достоевскому, в честь него названа улица, государственный университет, работает литературный музей. Сегодня появилась ещё одна достопримечательность, которая напоминает о том, что Омск - это город Достоевского».
Новая точка притяжения?
По мнению директора литературного музея, на карте России и Омской области появилось новое место силы. Именно здесь находился каторжный острог, где Достоевский спускался в мрачные пропасти земли и через нечеловеческие душевные страдания поднимался, восходил на свою голгофу.
В 2021 году наконец-то стали проводиться археологические исследования на месте расположения острога. Это только начало пути по восстановлению объекта, существовавшего на протяжении 100 лет, однако уже сейчас можно говорить о первых результатах. Омские археологи определили контур внешнего периметра острога, получили интересные находки того времени.
Полномасштабные раскопки будут продолжены в 2022 году. О важности поддержки исследований министерством культуры и необходимости исторической музеефикации заявляют археологи и краеведы Омска. А воплотятся ли в жизнь планы по восстановлению крепостного острога и созданию музейного центра, покажет только время.
По крайней мере, сотрудники регионального министерства культуры сообщили, что в ближайшее время готовы представить итоги археологических изысканий, а также рассказать, как и, главное, когда столь уникальный объект, где великий писатель отбывал наказание, будет восстановлен.