На II Международном фестивале «Достоевский. Омск» Рязанский государственный областной театр кукол показал легендарный спектакль по мотивам романа Фёдора Михайловича «Преступление и наказание», который номинировался на премию «Золотая маска».
Директор театра Константин Кириллов исполнил в спектакле «...и наказанiе» (16+) роль Свидригайлова.
Подробности в материале корреспондента omsk.aif.ru.
Спектакль «...и наказанiе»
Наталья Корнеева «АиФ в Омске»: Константин Геннадьевич, Омск видел Достоевского всякого, но в театре кукол ещё нет. Расскажите о спектакле.
Константин Кириллов: Автор инсценировки и режиссёр-постановщик - лауреат Национальной театральной премии Республики Беларусь Олег Жюгжда. Спектаклю 11 лет, с аншлагом идёт на сцене Рязанского государственного областного театра кукол. Жюгжда является штатным режиссёром нашего театра, а с этого спектакля начался возврат нашего театра к вечернему репертуару.
Когда-то Рязанский театр кукол снискал свою славу именно как театр со своими вечерними спектаклями. Наш руководитель Валерий Николаевич Шадский - кукловод, режиссер, актер, педагог, автор пьес и инсценировок - в 1982 году выпустил «Дракона» и началась та эпоха. Потом был длинный перерыв.
В 2011 году я пригласил Жюгжду, мы были знакомы по фестивалям театров кукол. В 2013 году состоялась премьера спектакля «...и наказанiе». Сейчас он выпускает ещё одну премьеру, это совместная российско-белорусская постановка «Гертруда, Дании краса и королева, и этот, как его… принц Датский». Две актрисы Гродненского театра, где Олег работает, тоже стали член нашей труппы, чему мы рады.
- Откуда такое усечённое название?
- Название предложено режиссёром, это не мы придумали. И в этом названии он следует своей концепции прочтения романа. В нашем спектакле сам факт убийства остаётся за кадром, оно уже состоялось, а дальше во время нашего действия Раскольников постоянно к этому возвращается. Несёт наказание, и это тот груз, который он дальше будет нести всю свою жизнь. Слово это написано с учётом грамматики того времени.
- Спектакль не просто идёт с аншлагом, он ещё собрал множество медалей, наград на различных смотрах, фестивалях.
- Да, мы неоднократно были участниками различных фестивалей и в Екатеринбурге на «Петрушке Великом», и в Москве, на фестивале «Достоевский фест», и на фестивале, который организует Московский театр кукол. У спектакля пять номинаций на «Золотую маску». В Омск – это четвёртая поездка этого спектакля за пределы нашей сцены.
Зрителя надо учить
- А вы возите спектакли чаще всё-таки взрослые?
- Мы стараемся, чтобы репертуар был представлен для всех категорий зрителя. Просто так сложилось исторически, что у нас богатый вечерний репертуар, и поэтому, если площадка может нас принять, мы, конечно же, везём наш вечерний репертуар.
- Как зрители относятся к спектаклям взрослого репертуара? Я понимаю, что в Рязани вы свою публику уже воспитали, а в других городах?
- Во всяком случае туда, где мы приезжаем, всегда воспринимают очень хорошо и принимают тепло. Да, в большинстве городов это необычно, но вы абсолютно правы в том, что публику надо воспитывать. Для этого нужно время. В Рязани, действительно, у зрителя уже не возникает вопроса, почему в наших афиши стоят вечерние спектакли.
- А ещё одного спектакля по Достоевскому у вас нет в планах?
- Пока у нас в планах нет, но никогда не говори никогда. Пока у нас наш репертуарный портфель сформирован на два ближайших года, но вполне может быть, что мы снова обратимся к замечательному творчеству Фёдора Михайловича.
Навстречу столетию
- Рязанскому театру кукол почти сто лет, я так понимаю, что скоро будете отмечать юбилей. Уже готовитесь?
- Да, конечно, готовимся. Буквально через три года, в 2027 году, мы будем отмечать столетие, у нас разработан план мероприятий, полным ходом идёт подготовка.
- Не могу не спросить про кадры, тем более, что вы - президент Российского центра UNIMA (Международный союз деятелей театра кукол).
- Здесь очень сложная и неоднозначная ситуация, она разнится в зависимости от регионов и театральных школ. К сожалению, в настоящий момент кукольников готовит не так много учебных заведений. Даже многие из тех, кто раньше ежегодно выпускал артистов-кукольников, сейчас перешли в формат «набор раз в четыре года», и, к сожалению, школа хорошего кукловождения уходит, потому что уходят старые мастера, педагоги. Работать на ширме с тростевой куклой мало кто уже умеет.