Антон Павлович Чехов написал свою «Чайку» в 1896 году, с тех пор пьесу ставили бессчётное количество раз. Режиссёр-постановщик Омского драматического театра «Галёрка» Егор Витько представил свою версию.
Драма в двух действиях
Драма о театре в двух действиях - так спектакль представлен в афише, хотя автор назвал пьесу комедией. В своё время она совершила революцию в мировой драматургии и стала символом русского театра.
«Чайка» - это пьеса про театр, актёров, режиссёров, драматургов и искусство, - говорит Егор Витько. - Для меня в пьесе самое важное - это размышление о людях театра. Как один персонаж смотрит на театр, как талант. Есть Аркадина, Треплев, Нина, Тригорин. И есть остальные - поклонники, которые смотрят на театр с позиции зрительного зала. Это и является предметом спектакля. Это больше не про человеческие взаимоотношения, а про профессию. Есть три пространства - сцена, закулисье и жизнь, как эти пространства взаимосвязаны и как взаимодействуют. Я это и исследовал».
Пьеса повествует историю Константина Треплева, сына известной актрисы Аркадиной, который безответно влюблён в молодую актрису - Нину Заречную. Она же любит беллетриста Тригорина и надеется стать знаменитой актрисой, но её карьера оказывается неудачной.
В роли Ирины Николаевны Аркадиной - Екатерина Цепкина, Константина Треплева играют Василий Анохин и Антон Уилер. Василий - выбор режиссёра, художественный руководитель театра «Галёрка» Владимир Витько предложил играть Треплева и Антону.
«Дубль для режиссёра - всегда нагрузка, а для актёра - в два раза меньше выходов на площадку, но это роль, на которой можно вырасти», - прокомментировал Егор Витько такое решение.
«... Люди, львы, орлы и куропатки…»,- тот самый знаменитый монолог Нины Заречной произносит со сцены Наталья Сухоносова. Именно она стала героиней чеховской «Чайки».
Евгений Власов, конечно же, Тригорин. Сергей Дряхлов стал Петром Николаевичем Сориным - братом Аркадиной. Михаилу Гладкову досталась роль Шамраева, Ольги Лаврентьевой - его жены Полины Андреевны, Анастасии Смычек - их дочери Маши. Учителя Медведенко играет Максим Лутохин, врача Дорна - Денис Артеев.
Музыка - своя!
Отдельно о сценографии. Показать мельчайшие детали быта и поведение персонажей, вписанных в этот быт - вот задача постановщика.
«Это приближённая к авторским ремаркам вещь, - говорит режиссёр. - Если действие в пьесе происходит в кабинете, то у нас тоже кабинет, если у озера - то и у нас озеро. Оно будет на проекции. Чехов не будет работать в условном пространстве, потому среда, которую он создаёт в тексте - она важна».
Художником-постановщиком стала Светлана Пузырёва, хореографией занимался Даниил Курков. Работать со светом на сцене пригласили Михаила Глейкина (г. Москва) - это уже проверенный мастер своего дела. В «Галёрке» он оформляет пятую постановку. Егор Витько убеждён, что в театре свет нужен, чтобы подчеркнуть драматургию, создать определённое настроение, ритм. И акцентировать.
«В кино есть такое понятие, как крупный план, в театре это может сделать с помощью света», - говорит он.
Музыку к спектаклю написал Вячеслав Лукашов. Он работает в театре и это первый его опыт.
«Вячеслав сидел у нас на звуке, а мы репетировали, а я знаю, что он играет на фортепиано, попросил его сыграть что-нибудь. Потом предложил оформить это в звуковую партитуру спектакля, - рассказывает Егор Витько. - В итоге у нас авторская музыка в «Чайке».
Добавим, что постановка вошла в афишу вечернего репертуара, билеты доступны к покупке по Пушкинской карте.