В день рождения великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского в Омске открылся II Международный театральный фестиваль. В его афише девять спектаклей – восемь конкурсных, один – в подарок публике.
Удивительна география фестиваля: Минск, Рязань, Стерлитамак (Республика Башкортостан), Тара (Омская область), Санкт-Петербург, Москва, Оренбург, Омск. Фестиваль включает также обширную просветительскую программу с мастер-классами, творческими встречами, лекциями и круглыми столами.
Поле битвы – сердца людей
«Второй раз мы устраиваем международный театральный фестиваль «Достоевский. Омск» и очень волнуемся, - сказал заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и основатель Омского драматического театра «Галёрка» Владимир Витько на пресс-конференции журналистам. - Когда первый раз, оно лихо, шашку достал и вперёд, а когда уже второй раз и вспоминаешь, какие трудности были, тогда и холодок в душе, и уже ночи не спишь. Но ничего, как говорится, глаза боятся - руки делают. У нас хорошая команда даст бог все получится».
Фестиваль в Омске ждали с нетерпением впечатлившись прошлым. В 2021 году Омск в вместе со столичными городами - Москвой и Санкт-Петербургом - оказался в центре событий, посвящённых 200-летию Фёдора Михайловича Достоевского.
«Все мы почувствовали тогда, что требуется продолжение и тогда было принято решение, что фестиваль «Достоевский. Омск» будет проходить на постоянной основе раз в два года, - рассказала заместитель министра культуры Омской области Светлана Бакулина. - Фестиваль важен - это новые смыслы, новые прочтения, новые форматы подачи произведений Достоевского, что, безусловно, привлечёт в зрительные залы абсолютно разных людей».
В афише этого года столько разноплановая, что её стали обсуждать ещё до открытия фестиваля. Классик, великий русский писатель, философ, публицист представлен своими произведениями и в комедийном, и в драматическом воплощении, трагикомедии, театре кукол, сентиментальных воспоминаниях любви, публичном допросе, рэп-мюзикле, моноспектаклях. Перенесены на сцену сценическая версия продолжения романа и некоторые сцены из романа.
«Фёдор Михайлович Достоевский как никогда сегодня притягателен, тем более во время специальной военной операции, когда идёт борьба добра со злом, а поле битвы, как говорит Митя Карамазов своему брату Алексею, сердца людей», - отметил Владимир Витько.
Село Достоево Брестской области
Гостем фестиваля стал Национальный академический драматический театр имени М. Горького из Минска (Республика Беларусь). В Омск белорусы привезли спектакль «Идиот» (12+), они позиционируют свою постановку «и драма, и комедия в 2-х действиях». С ней театр стал лауреатом Национальной театральной премии в номинации «Лучший спектакль театра драмы» (2023 г.), лауреатом Специальной премии президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства (2023 г.), взял Гран-при XXI Международного театрального форума «Золотой Витязь» (2023 г.).
Роман перенесёт на сцену интернациональным коллективом, так срежиссировала спектакль Ивана Жигон из Сербии, при этом она использовала постановочный опыт своего отца – югославского, сербского актёра театра и кино Стево Жигон. Режиссёр, кстати, большое значение придаёт белорусским корням Фёдора Михайловича. До сих пор в Брестской области сохранилось село Достоево, откуда ведёт род семейство Достоевских.
«Это русский Достоевский в сербском понимании режиссёра Иваны Жигон и в исполнении белорусской труппы. Такой славянский Достоевский получился, - рассказал о спектакле заслуженный деятель Республики Беларусь, художественный руководитель Национальный академический драматический театр имени М. Горького из Минска (Республика Беларусь) Сергей Ковальчик. - Сербы в окружении католиков и мусульман живут, некоторые вопросы они чувствуют острее».
Спектакль многонаселён, помимо героев произведения на сцене появляется и сам великий русский писатель. В его роли Омск увидел заслуженного артиста Республики Беларусь Руслана Чернецкого.
В центре - актёр
Фестиваль «Достоевский.Омск» - конкурсный, а значит будут названы победители в номинациях. Главный критерий отбора назвал худрук «Галёрки».
«Мы приверженцы того, чтобы не заниматься режиссёрскими изысками, - сказал Владимир Витько. - Я убеждён, что режиссёр - это все-таки проводник между автором и актёром».
Его поддержала заслуженный журналист Чеченской республики, член союза журналистов России Раиса Сайдуллаева. Она вошла в состав жюри фестиваля.
«Главное в том, что мы увидим – каков посыл нам оставят театры, чтобы потом об этом размышлять, - сказала она. - Программа меня удивила жанровым разнообразием и тем, что взяты разные произведения и даже те, которые сам автор считал не очень удачными. Тем интереснее будет взгляд режиссёрский на эти работы».
У председателя жюри, доктора философских наук, кандидата искусствоведения, профессора кафедры истории и теории искусств Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова Галины Вербицкой есть свой взгляд на фестиваль.
«Меня очень порадовала афиша фестиваля, прежде всего, своей драматургией. Я увидела здесь абсолютную простроенную кольцевую композицию - два «Идиота», три спектакля про «Преступлению и наказанию» и все представлены в разных жанрах. И моноспектакли, - отметила она. - Хотелось бы добавить, а почему Достоевский и почему сегодня. Я бы сказала так - потому что Достоевский – это всегда. Потому что творчество Фёдора Михайловича антропоцентрично, его вера в человека во чтобы то ни стало, каким бы он не был, она совершенно потрясает. Да он жил в ХIХ веке, когда не было этого жуткого феномена расчеловечивания, который принёс с собой век ХХ и век ХХI. В любом персонаже, даже в преступнике Раскольникова, у него есть всегда так называемый этический стержень, то есть способность к различению добра и зла. Этическое содержание, этическая максима классической литературы, согласно которой милосердие выше справедливости, вот это самое главное».
Достоевский в театре кукол и не только
Открывает конкурсный показ Рязанский театр кукол со спектаклем «…...и наказанiе» (16+), который номинировался на премию «Золотая маска». Автор инсценировки и режиссёр-постановщик – лауреат Национальной театральной премии Республики Беларусь Олег Жюгжда. Зрителю будет любопытно наблюдать, как в спектакле по «Преступлению и наказанию» будут работать и актёры, и куклы-марионетки.
«С этого спектакля начался возврат нашего театра к вечернему репертуару», - рассказал директор Рязанского театра кукол Константин Кириллов.
Межу прочим, он сын заслуженного работника культуры РФ, главного режиссёра Омского ТЮЗа (с 1974) Геннадия Дмитриевича Кириллова.
«Дядюшкин сон» (16+) Московского драматического театра «Сфера» привёз в Омск режиссёр-постановщик Александр Коршунов. Труппа представит классическое прочтение. Сентиментальное произведение Достоевского «Белые ночи» (16+) покажет государственный русский драматический театр из г. Стерлитамак Республики Башкортостан. Тара из Омской области также примет участие в фестивале. Омский государственный Северный драматический театр имени М.А. Ульянова спектаклем «Наказание. Эпилог» (12+) в режиссуре Константина Рехтина постарается удивить экспертов и публику. Постановку «Смердяков» (18+) в жанре «публичный допрос», срежиссированным Екатериной Максимовой, покажет Санкт-Петербургский камерный театр ТОК. Образ Фомы Опискина из повести «Село Степанчиково и его обитатели» будет отыгран в моноспектакле «О, не ставьте мне монумента!» (12+) артистом Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького Сергеем Куниным.
Одно из событий фестиваля - рэп-театр из Москвы, его труппа представит рэп-мюзикл «Преступление и наказание» (16+). «Сохраняя основные сюжетные линии и диалоги романа, молодые актёры читают рэп, поют и играют. Спектакль в постановке Захара Насакина вошел в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска».
17 ноября фестиваль завершат спектаклем «Идиот» (16+) Омского драматического театра «Галёрка».